Налоги в русском государстве

Налоги в русском государстве  [c.17]

Глава 1. Налоги в русском государстве  [c.18]

Взимание прямых налогов в казну Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.  [c.9]


В русской летописи, Повести временных лет , перечисляются народы иже дань дают Руси . Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье) позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань теряла значение контрибуции и превращалась в государственную подать. В феодальных вотчинах дань становилась разновидностью земельной ренты (натуральной или денежной). В Киевской Руси единицей обложения данью служили дым , определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг. Дань платили отдельные хозяйства предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами. Дань постепенно заменялась подымным налогом.  [c.73]

В теории налога Ж. Сисмонди плата за услуги, покупаемые у государства, получает определение жертвы. Русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, также считал их пожертвованиями на общую пользу . Теория жертвы получила во второй половине XIX в. дальнейшее развитие, сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в.  [c.85]


Преимущества и недостатки косвенных налогов. Теперь рассмотрим аргументы сторонников косвенного обложения. Широкое распространение косвенных налогов во всех капиталистических странах было обусловлено прежде всего фискальными выгодами налогов на потребление. Русский финансист М.Н. Соболев говорит о трех сторонах фискальных выгод следующее Эти налоги, поскольку они падают на предметы широкого потребления, всегда весьма доходны для государства. Их доходность опирается именно на их большое потребление, измеряемое миллионами и десятками миллионов пудов, ведер и других единиц измерения. Если обложить потребление продукта, который потребляется каждым жителем страны так, что на каждого падало бы хотя 20, 50 коп., то в итоге это составит многие миллионы рублей 3.  [c.187]

Многие современники определяли финансовую и податную политику Вышнеградского как лихорадочную погоню за наживой , обвиняя ее в том, что она служила только двум целям — абсолютистскому государству, нуждавшемуся в прочных финансах и в увеличении бюджета на армию и флот, и развивающемуся капитализму . Говорили, что ни один из русских министров не приносил с такой готовностью интересы низших классов в жертву абсолютизму и капитализму . В вину Вышнеградскому ставился государственный долг, достигший к концу 1892 г. 5874,1 млн руб., и увеличение налогового бремени для населения за счет акцизного и таможенного обложения. Однако следует отметить, что в этот период в России удалось избежать повышения действовавших прямых налогов и отсрочить введение подоходного налогообложения. Кроме того, Вышнеградскому удалось достичь активного торгового баланса, накопления золотого запаса и улучшения государственных финансов.  [c.103]

От уплаты квартирного налога освобождались духовенство христианских исповеданий, иностранные дипломатические агенты (если аналогичная льгота предоставлялась для русских в соответствующем иностранном государстве). Квартирный налог не исчислялся с помещений, занятых правительственными учреждениями, учеными, учебными и торгово-промышленными заведениями, с других помещений, не служащих исключительно для жилья с дворцов и зданий, занимаемых членами императорского дома с архиерейских и монастырских домов с пансионов и квартир общежития воспитанников учебных заведений с приютов, с богаделен и иных благотворительных заведений с казарм (за исключением офицерских квартир) с жилищ рабочих при фабриках и заводах (за исключением квартир высших служащих) с постоялых дворов и ночлежных приютов со всех помещений, наемная цена которых была ниже установленных размеров. Кроме того, были установлены дополнительные льготы для отдельных категорий чиновников и офицеров.  [c.124]


Исправно платить налоги и одновременно укреплять собственное хозяйство было невозможно, когда многие деревни, как правило наиболее богатые, подвергались систематическим грабежам и насилию со стороны расплодившихся бандитских шаек. Ивану Калите потребовалось не так уж много времени, чтобы навести в своем княжестве порядок. Москва стала одним из наиболее тихих и безопасных регионов среди русских земель. Вскоре в Москву из Владимира перенес свою епархию глава Русской православной церкви, что оказало заметное политическое и духовное влияние на укрепление молодого государства. Закономерно, что сюда стали перебираться торговцы и ремесленники, а также крестьяне из соседних княжеств. Окрепшая экономика позволила создать сильную армию и начать мирное, а затем и силовое противоборство с Ордой, закончившееся окончательной победой в XV в.  [c.54]

В 1861 г. царское правительство отменило крепостное право и тем самым сделало шаг, который, по мнению русских радикалов, должен был навсегда оградить страну от капитализма. Стремясь главным образом найти замену помещика в сборе крестьянских налогов и поддержать порядок в деревне, правительство не передавало освобожденным крестьянам их земельных наделов в полную собственность, но предоставляло землю в распоряжение сельской общины, с которой крестьянин теперь был связан столь же тесно, как прежде он был связан с помещиком. Община платила государству налоги и несла другие повинности коллективно, что означало, что она должна была обеспечить каждое крестьянское хозяйство достаточным количеством земли, чтобы оно могло соучаствовать в несении общинных повинностей. Это обеспечивалось с помощью периодических переделов земельных полос, в ходе которых надел каждой крестьянской семьи либо увеличивался, либо уменьшался в зависимости от того, возрастало или сокращалось число ее душ по сравнению с предыдущим переделом. Теоретически такой порядок, лишь узаконивший старый крестьянский обычай, гарантировал каждому русскому крестьянину, а крестьяне составляли восемь десятых всего населения страны, достаточное количество земли, чтобы он мог прокормить себя и в то же время отправлять государственные повинности. Безземельное крестьянство при такой системе не должно было существовать. Общинная земля не подлежала продаже. Крестьяне могли брать землю в аренду или покупать ее у помещиков и других землевладельцев,  [c.10]

Иностранные физические лица, имеющие право на исключение расходов на содержание детей и иждивенцев, для получения льготы обязаны приложить к декларации документы, подтверждающие наличие у них детей и иждивенцев. Документы должны быть заверены компетентными органами страны, в которой плательщик имел постоянное местожительство непосредственно до прибытия в РФ и переведены на русский язык. В случае, если их дети и иждивенцы проживают на территории РФ, необходимо представить справки из соответствующего исполнительного органа по месту их проживания по форме, предусмотренной законодательством. В соответствии с законодательством РФ по вопросу обложения подоходным налогом, если международными договорами РФ по налогам установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ по налогообложению, то применяются правила международных договоров. Международные договора предусматривают возможность вывода из-под бремени двойного налогообложения различных видов доходов, извлекаемых на территории одного договаривающегося государства лицами с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве. Чаще всего положения таких договоров предусматривают налогообложение только той заработной платы и прочих доходов, которые иностранные граждане получают в связи с деятельностью в РФ, и освобождаются от уплаты налогов по доходам, полученным за пределами РФ. Эти положения действуют при соблюдении определенных условий, оговариваемых этими соглашениями (см. Международные налоговые соглашения).  [c.132]

В более поздние времена в России подымные налоги собирались в казну в селах, слободах и посадах. Слободами назывались различные поселения в русском государстве XI—XVII вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах — слобода ремесленников. В русских княжествах X—XVI вв. посадом называлось торгово-промышленное поселение вне городских стен,  [c.17]

К XIV в. в русском государстве складывается система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список как ему корм и всякия пошлины сбирать , а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени — сбору урожая.  [c.20]

К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей. Черносошными крестьянами в русском государстве XIV— XVII вв. назывались лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные феодальные повинности в XVIII в. стали государственными крестьянами. Посадские люди — торгово-промышленное население, несшее государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 г. посадские люди были разделены на купечество и мещан.  [c.22]

Большинство прямых налогов собирал приказ Большого прихода, одновременно с ним налогообложением населения занимались территориальные приказы. В первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири (ясак — в XV—XX вв. в России натуральный налог с народов Сибири и Севера, взимавшийся главным образом пушниной) приказ Большого дворца собирал доходы с царских земель в приказ Большой казны направлялись сборы с городских промыслов Печатный приказ взимал пошлину за скрепление актов государевой печатью, Казенный патриарший приказ ведал налогообложением церковных и монастырских земель. Отдельные виды налогов и сборов собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. Земский приказ представлял собой орган центрального управления в русском государстве XVI—XVII вв., ведавший продажей дворовых участков, мощением дорог, сбором мостовщины и осуществлявший судебную и полицейскую власть в Москве. В 1699 г. его функции перешли к Стрелецкому приказу.  [c.27]

При Борисе Федоровиче Годунове (около 1551—1605, вступил на престол в 1598) осуществляется ряд реформ в сфере налогообложения и государственных финансов. Венчание на царство кроме пиров во дворце, угощения народа, пожалований в чины сопровождалось необыкновенными милостями служилым людям было выдано двойное годовое жалованье, купцам дано право беспошлинной торговли на два года, земледельцы были на год освобождены от податей. Кроме того, существуют сведения о том, что было определено, сколько крестьяне должны работать на помещика и платить им. Вдовам и сиротам раздавались деньги и съестные припасы, освобождались заключенные в темницах и получали вспоможение . Инородцам было предоставлено освобождение на год от податей. Служилыми людьми в русском государстве XIV — начала XVIII вв. назывались лица, находившиеся на государственной службе. С середины XVI в. делились на служилых людей по отечеству (бояре, дворяне, боярские дети), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, и служилых людей по прибору (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки и т.п.), набиравшихся из крестьян и посадских людей. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье и освобождались от государственных налогов и повинностей. Инородцами же до 1917 г. назывались все неславянские народы.  [c.28]

Черносошными крестьянами в русском государстве в XIV— XVIII вв. были лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями, уплачивавшие налоги и несшие государственные повинности. В XVIII в. черносошные крестьяне были переименованы в государственных крестьян. Частновладельческие крестьяне — крестьяне, находящиеся в крепостной зависимости от помещиков.  [c.31]

ДЕНЬГА ПЯТАЯ , ДЕСЯТАЯ , ПЯТНАДЦАТАЯ — в Русском государстве XVII в. чрезвычайные сборы, гл. обр. на военные нужды, взимавшиеся в размере 20, 10 и 6,7% с доходов торговых людей. Размер дохода и оклад налога для каждого плательщика определяли выборные лица на основе так наз. раз-рубных списков, по к-рым население уплачивало прямую подать. Деньга 15-я взималась один раз, 10-я — четыре раза, 5-я — три раза. 5-я деньга ( пятина ) имела подоходный характер с дохода менее 10 руб. она не взималась. Произвол и злоупотребления должностных лиц и выборных окладчиков при взимании этих сборов делали их весьма обременительными. Торговые люди стремились перелагать их на население путем повышения цен на продаваемые товары.  [c.372]

Тамга (тюрк.-монг.) - денежная пошлина (налог), взимавшаяся с торговли, ремесла, различных промыслов в Русском государстве после монголо-татарского нашествия с XIII в. Существовала до XVI-XVII вв.  [c.91]

Русский экономист Я. Таргулов убедительно популяризирует теорию налога как жертвы и приводит такое определение налога, в котором содержится указание на отсутствие какого-либо эквивалента при уплате налога гражданами. Раскрывая природу налога, он пишет, что при взносе налога имеет место односторонняя жертва со стороны населения. Тут нет получения населением в определенной форме какой-либо реальной пользы. Нет соответственного эквивалента, который население получает от государства. Эти жертвы идут в пользу государства или какой-либо другой общественно-принудительной единицы (города, земства и т.п.). При этом жертвы, которые несет население, устанавливаются законом, определяются государственной властью. Закон устанавливает тот или иной налог, население должно его внести, и это происходит в силу того, что государство является принудительным органом, имеет право, в силу своего верховенства, взимать с населения ту или иную сумму для покрытия тех или иных своих общественных потребностей . Из этих рассуждений он выводит определение налога Налог есть такая форма доходов государства или каких-либо других общественно-принудительных единиц, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются односторонней их жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента, вытекают из природы государства как органа власти и служат для удовлетворения общественных потребностей 2.  [c.86]

В конце 1549 г. Пересветов подал царю Иоанну IV Малую и Большую челобитные, в которых изложил проект преобразования русского государства. Важно отметить, что в обосновании своих взглядов он опирался не на религиозно-нравственные, а преимущественно на политико-экономические соображения. Пересветов считал необходимым навести порядок в финансовых делах государства. Он требовал централизации доходов, чтобы ...со всего царства своего доходы себе в казну имати... 2, и предлагал ряд мер для обеспечения их роста. В частности, освободить людей, которые у велмож царевых в неволе были 3, ликвидировать наместничество, кормление, упорядочить налоговую систему путем отделения функций судей от функций сборщиков налогов и провести ряд других реформ. Все эти предложения, безусловно, носили прогрессивный характер и были направлены против боярства. Пересветов предлагал перевод всех воинов и чиновников на жалованье. При этом он подчеркивал, что получаемое жалованье должно обеспечивать известный материальный уровень жизни лицам, состоящим на государственной службе. Пересветов был сторонником централизованного регулирования ценообразования, требовал, чтобы царь установил цену товарам . Программа Пересветова по преобразованию системы доходов казны была нацелена на укрепление централизованного государства путем сосредоточения всей власти в руках государя и в полном объеме была реализована только в эпоху Петра I.  [c.26]

В период становления Русского централизованного государства (15-16 вв.) распространение получает подать, поступавшая в казну великого московского князя, взимавшаяся в качестве посошного обложения (единицей податного обложения была соха). В конце 15 в. — первой половине 16 в. учреждаются центральные органы управления — приказы (доходами и расходами казны ведали финансовые приказы). В результате проведенной в 1535 г. унификации денежной системы рубль становится единой счетной единицей Русского государства. Во второй половине 16 в. многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме. Широкое распространение получают чрезвычайные налоги, введение которых было вызвано военными действиями (пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, жемчужные — на изготовление пороха, полоняничные деньги — на выкуп русских из плена).  [c.271]

Важной составной частью формировавшейся денежной системы Русского государства являлась налоговая политика правительства в XVI-XVII вв. Московскому правительству приходилось проводить налоговую политику в очень трудных условиях страна была бедна и мало населена, а растущие потребности в военной защите диктовали необходимость увеличивать число податей и повинностей, не считаясь с экономическими возможностями населения. Особенно тяжело пришлось государству и обществу после разорения хозяйства в Смутное время. Платежные возможности населения были истощены до предела и прямые налоги уже не повышались свое главное внимание правительство обращало на косвенные налоги. Они взимались с торговли и являлись надежным источником царской казны.  [c.77]

Русский государственный деятель и экономист Н.И. Тургенев1 издал работу Опыт теории налогов (1818), положившую начало русской финансовой науке. В этой работе впервые в России были изучены особенности налогов, их значение для государственного хозяйства и всей экономики страны. Тургенев рассматривал налоги как историческую категорию, появление которой связано с возникновением государства, и считал налоги основным источником доходов государства. Тургенев изложил свое понимание главных правил взимания налогов , проанализировал источники и разные роды налогов, методы их собирания и уравнения, показал общее действие налогов. Тургенев считал необходимым обеспечение равного распределения налогов соразмерно платежеспособности населения, обосновывал необходимость привлечения к обложению дворян и духовенства. В качестве необходимых принципов налогообложения указывал на определенность налогов, взимание их в удобное время, дешевое собирание . Тургенев писал, что правительство должно стремиться отклонять, сколь возможно, тяжесть налогов от простого народа... те люди, кои не в состоянии платить налогов, имеют полное право требовать освобождения от оных и получать его 2. Тургенев предлагал освободить доходы в форме заработной платы от обложения.  [c.85]

Русский исследователь-финансист П.П. Гензель замечал, что в древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания, но тем не менее у народов древности податная система есть только признак рабства или следствие крайнего деспотизма 1. Прямые налоги абсолютно не соответствовали античным представлениям о свободном государстве и свободных гражданах. Последние участвовали в формировании казны лишь на частно-правовой основе под более или менее благовидным предлогом. Даже внесение предложения о взимании налога (налогом могло облагаться только имущество, и то лишь в исключительных случаях и в почетной форме) требовало предварительного одобрения, без чего рассматривалось как нечто запретное и даже преступное. Лишь покоренные народы обрекались на уплату прямых налогов.  [c.50]

Уплата выхода была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек-укреплений на южных границах Московского государства. Иван Грозный ввел стрелецкую подать для создания регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.  [c.9]

Второй этап — 1993 г. — первая половина 1994 г. — массовое обращение приватизационных чеков — заключает в себе начало, расцвет и стагнацию рынка ваучеров, эмитированных государством и предоставляемых гражданам бесплатно в ограниченном размере их можно было обменять на акции приватизируемых предприятий, они могли быть вложены в инвестиционные фонды или просто проданы. Важная особенность этого этапа - массовый выход на фондовый рынок страны различного вида квази ценных бумаг. Они активно покупались населением под влиянием рекламы и внешних обстоятельств (инфляции, нищеты и прочих факторов). Это провоцировало широкие слои населения вкладывать свои средства в высокодоходные ценные бумаги компаний, которые представляли собой ни что иное, как финансовые пирамиды, обещавшие индивидуальным инвесторам быстрое получение прибыли, недвижимости или прочих материальных ценностей. Обманутые ожидания вкладчиков подорвали веру российского частного инвестора в рынок. По официальным данным с 1992 по 1995 гг. от подобных компаний пострадало около 30 млн. чел. (а по неофициальным данным - около 80 млн. чел.), например, только Русский дом селенга обманул 2 млн. вкладчиков в 62 регионах. Потери вкладчиков в 1993-1995 гг. составили 50-60 млрд. новых руб., хотя в виде налогов и штрафов от Русского дома селенга , Российской недвижимости , Гермесфинанса , Хопёринвеста и Властили-ны было получено 660 млн. деноминированных руб.  [c.499]