Цивилизационная теория общественного развития

Вместе с тем следует иметь в виду, что цивилизационная теория общественного развития находится в начальной стадии разработки. Потребность же в такой теории очевидна. Как мы отметили выше, формационная теория, позволяющая правильно осмыслить многие общесоциологические и экономические проблемы, не может служить основой для поиска путей решения ключевых проблем сегодняшнего 410  [c.410]


Одной из серьезных проблем, стоящих перед разработкой цивили-зационной теории общественного развития, является поиск системообразующих признаков. В основе цивилизационного подхода лежит реальный факт усиления взаимосвязи и взаимозависимости, глобализации основных проблем человечества, осознание приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми, групповыми, национальными.  [c.411]

Углубление интернационализации хозяйственной жизни, развитие интеграционных процессов способствовали выделению и восприятию общественных универсальных форм материальной и духовной жизни, которыми прежде всего являются институт частной собственности и рыночный механизм ее функционирования, демократические принципы политического устройства, права человека и гуманистические ценности. Таким образом, цивилизационная теория исходит из признания универсальности и всеобщности определенных форм и принципов, обусловливающих целостность материального и духовного развития. Отсюда следует, что цивилизационная целостность имеет как функциональный, так м смыелообразующий характер.  [c.411]


Выделяют несколько классификаций цивилизационных систем в рамках, не выходящих за пределы предмета экономической теории. Их различия основаны на использовании тех или других критериев (если брать более узко — тех или других неэкономических факторов в их связи с экономикой). Первая классификация совпадает с классификацией по степени индустриального (индустриально-экономического) развития общества. Она представлена схемой доиндустриальная (традиционная) цивилизация — индустриальная (экономическая) цивилизация — постиндустриальная (постэкономическая) цивилизация. Эти цивилизации можно трактовать как глобальные и исторически последовательные (вертикальные) цивилизации. Вторая классификация ближе к первой в моментах глобальности и историчности цивилизаций с уклоном на взаимодействие экономических и социально-политических факторов. Так, выделяют традиционную (патриархальную, авторитарную) и либеральную (рыночную, демократическую) цивилизации, обращая внимание и на возможность промежуточной цивилизации. Третья классификация акцентирует внимание на роли социокультурного фактора и достаточно устойчивой системы ценностных ориентации различных обществ (народов, наций, религиозных и других общностей), связанной с ним. Цивилизации похожего вида можно интерпретировать как локальные, потому как они пространственно ограничены (например евразийская и западноевропейская цивилизации, цивилизация культурного конфуцианского региона, исламская цивилизация и т. п.), и как горизонтальные, так как они относительно устойчивы и обладают наибольшей степенью консерватизма, находясь при этом в состоянии сосуществования (несмотря на интенсивное их взаимодействие и взаимопроникновение), и в этом смысле не существуют строго на исторической (вертикальной) оси общественного развития. Важнейшим аспек-  [c.595]

Смотреть страницы где упоминается термин Цивилизационная теория общественного развития

: [c.69]