Этические основы хозяйственной деятельности в традиционных обществах

Этические основы хозяйственной деятельности в традиционных обществах  [c.39]


Данный подход предполагает, что этика и религия должны работать на главную цель — повышение эффективности общественного производства. В рамках существующих представлений экономическая деятельность является не только первичной, но и господствующей. Однако, как уже отмечалось, так было не всегда. Первоначально экономика выступала как сфера деятельности, подчиненная этике. Именно религиозно-этические взгляды обусловливали особенности осуществления хозяйственной (экономической) деятельности. Наиболее явно это прослеживается в экономике традиционных обществ. Представляется, что современное рыночное хозяйство утратило эту связь. Тем не менее в основе развития капиталистической системы хозяйства лежало изменение мировоззрения, на которое самое непосредственное влияние оказало такое религиозное движение, как Реформация. Следует отметить, что религиозные или этические корни всегда имеют место при осуществлении хозяйственной деятельности, в значительной степени обусловливая облик той или иной экономической системы. Поэтому следующий очерк будет посвящен рассмотрению связи религиозно-этических доктрин с хозяйственной деятельностью.  [c.38]


В традиционных обществах1 или обществах доиндустриального типа, экономическая деятельность неразрывно связана с религиозной, семейной и политической деятельностью. И хотя такие элементы рыночного хозяйства, как частная собственность, мотив максимизации дохода, рыночная координация, встречались и в них, но в данных хозяйственных структурах преобладали отношения не конкуренции, а сотрудничества, определяемые социальными и культурными ценностями. Именно в традиционных обществах наиболее четко выражена связь между хозяйственной деятельностью и лежащей в их основе системой этических ценностей, которые выступают как хозяйственная культура2. Каковы ценности хозяйственной культуры обществ данного типа и вытекающие из нее особенности экономического развития При анализе этого вопроса следует подчеркнуть, что вопрос о хозяйственной культуре — это вопрос о нематериальных составляющих человеческой деятельности, вопрос о том, какие жизненные установки регулируют экономическую деятельность индивида. Вряд ли вызовет возражение утверждение, что участие человека в материальном производстве в значительной мере обусловлено его представлениями о смысле жизни, собственности, материальном богатстве, успехе, труде.  [c.39]