О смысле ЖИЗНИ

Цена, которую Вы должны заплатить за богатство, — время. Но это ничто в сравнении с тем, сколько времени даст Вам благосостояние. Богатство даст Вам возможность спокойно, без заботы о деньгах, поразмышлять о смысле жизни.  [c.86]


Мне было интересно, что пишут в России про 9-11. Гуляя по русскому Интернету, я зашёл на православный сайт с материалами по терактам. Нажав на одну из ссылок, я попал на ответы священника на вопросы о смысле жизни и мироздании. Он бесконечно ссылался на мнения пророков и христианских святых, спорил с другими источниками и цитировал разные места священных писаний. Я быстро запутался в этой богословской дискуссии.  [c.25]

Проблемы тяжкой ноши сознания индивида становятся тем большими, чем большим богатством и властью он обладает. Человек, который с трудом сводит концы с концами, не может позволить себе остановиться и размышлять о смысле жизни. Но можно с уверенностью сказать, что то, что я назвал позитивным аспектом несовершенного знания, поможет сделать открытое общество еще более богатым, и, таким образом, этот неразрешенный вопрос с большей вероятностью встанет во всей своей полноте. Может быть достигнута точка, когда подвергнется сомнению даже принцип удовольствия люди могут быть не в состоянии получать такое удовлетворение от результатов своего труда, какого было бы  [c.303]


Существует категория простых по форме вопросов, на которые трудно дать убедительные для всех ответы. К числу таких вопросов относится вопрос о смысле жизни.  [c.40]

При в ем многообразии мнений о смысле жизни и целях деятельности человека все сколько-нибудь авторитетные философы едины в том, что материальные блага должны быть не целью, а условием, предпосылкой, средством для развития творческих способностей и духовного совершенствования. В терминах оптимального программирования такая позиция означает, что материальные блага относятся к системе огра- ничений, а целевая функция выражает стремление к творчеству и духовному совершенствованию.  [c.115]

В древности и средневековье были сформулированы основные представления о смысле жизни и природе человека. Несмотря на существенные отличия конфессиональных и философских концепций, практически.все они рассматривали умеренность в потреблении материальных благ, законопослушность, духовное совершенствование, помощь ближним как важнейшие предпосылки достойного существования человека. .  [c.312]

Суть происходящих изменений в досуге — это поиск смысла жизни и поиск социально одобряемых путей достижения успеха. Эти представления о смысле жизни и успехе выражаются в ценностях личности. Они закономерно влияют на трудовые отношения в коллективе, мотивы труда, критерии выбора места работы и т.п. Выделяемые многими исследователями кризисные явления в сфере досуга есть отражение проблемы выбора, проблемы осуществления свободы, которая появилась у всех нас при переходе к демократическим отношениям. Пойдет ли эта свобода на пользу или во вред, каждый сегодня решает сам. Но эта индивидуальная проблема становится общественной, поскольку от ее решения зависит будущее всей страны — будет ли страна и каждый ее гражданин развиваться в свободное и рабочее время или потерпит поражение в соревновании роста человеческого потенциала .  [c.237]


Экономика — это одна из важнейших сфер жизнедеятельности общества, его своеобразный фундамент. Люди располагают многообразными материальными и духовными потребностями, причём стремление к их максимально возможному удовлетворению и составляет содержание жизненного пути каждого из нас. (В такой постановке вопроса нет ничего излишне приземлённого, а тем более обидного для человека, поскольку в неё вполне укладываются самые высокие представления о смысле жизни.) Но удовлетворить большинство потребностей (исключение составляет потребность в свободном времени) человек может лишь посредством производства, то есть превращения материальных субстанций, данных природой и ранее созданных самим человеком, в потребительские блага.  [c.3]

Определение значимости и первоочередности объектов планирования в значительной степени основывается на примере других лиц, на предложениях, поступающих от различных организаций, наконец, на основе самостоятельно сформированного представления о смысле жизни и представлений о хорошей и плохой жизни. Вследствие этого приоритеты объектов планирования могут складываться под воздействием случайных обстоятельств или обстоятельств, не связывающих планы на будущее с личностными возможностями или с общественными потребностями. Например, поступление на учебу в профессиональное учебное заведение может мотивироваться его близостью к месту проживания. Естественно, что по отношению к целям образования этот мотив случаен, несуществен. Или выбор работы может мотивироваться желанием не разлучаться с другом и т. п.  [c.124]

Какие бы действия человек ни совершал, он в сущности ищет самого себя. Хорошей возможностью найти себя, осознать свою значимость является собственный труд. Однако при современном разделении труда человек почти не видит результатов своей работы. Таким образом он теряет возможность для отождествления, теряет свое Я. И здесь неизбежно возникает вопрос о смысле жизни. Тем более что религия, призванная дать ответ на этот вопрос, для многих оказалась выброшенной за борт. Появляется боязнь пустоты, боязнь остаться один на один с собственным Я, не зная толком, что это такое.  [c.240]

Важнейшей, определяющей основой гуманистического общества будет являться идеологическая структура — определенная система философских, научных, художественных, нравственных, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о мире, о месте человека в нем, о смысле жизни личности в мироздании.  [c.24]

В игре Болван различные жизненные события соотносятся с радостями души и с радостями тела, а также с одобрением этих событий негодяями и порядочными людьми. Игроки при этом вправе отбирать для себя только привлекательные события, а непривлекательные отдавать некоторому пустому месту — болвану (в игре все подсчеты за болвана обычно делает ведущий). Иногда получается, что именно болван , по мнению самих подростков, оказывается ближе всех к настоящему счастью. Результаты такой игры могут положить начало интересному разговору о смысле жизни.  [c.296]

При всем многообразии мнений о смысле жизни и целях деятельности человека все сколько-нибудь авторитетные авторы едины в том, что материальные блага должны быть не целью, а условием, предпосылкой, средством для развития творческих способностей и духовного совершенствования. В терминах оптимального программирования такая  [c.77]

Какой бы беспокойной ни была жизнь, большинство успешных людей способны возвыситься над хаосом повседневности и продолжают смотреть в будущее, потому что у них есть то, что я называю общей картиной, общим планом жизни или стратегическими целями. Общий план жизни — это ваше представление о смысле жизни и о том, чего вы хотите от нее. Когда вы способны видеть этот общий план, вам легче справ-  [c.74]

Вопрос об успешности труда в рабочем государстве — это вопрос о цели и смысле его существования. И в то же время это вопрос о его жизни или смерти. Наша уверенность в конечной победе социализма всегда зиждилась именно на том, что социализм — наиболее производительная форма хозяйства. Мы твердо знаем, что в исторической смене форм хозяйства победа всегда оставалась за наиболее производительными из них. Вот почему после политической победы пролетариата центральной задачей рабоче-крестьянской власти должно стать возможно полное и быстрое выявление всех хозяйственных преимуществ нового строя и всех заложенных в нем производственных возможностей.  [c.49]

Процесс становления ценностного ядра личности начинается в среднем детстве и происходит на основе постоянной оценки себя в сравнении с другими людьми. В ходе этого процесса формируются представления о добре и зле, цели и смысле жизни, другие духовно-нравственные и мировоззренческие установки, которые являются базовыми ценностями и являются критерием ценностных оценок.  [c.82]

В рамках представлений классической политической экономии экономика предстает системой, замкнутой в самой себе, подчиняющейся собственным естественным законам . В этой трактовке ответ на вопрос о смысле экономики может дать сама экономическая наука. Не удивительно, что для представителей классической экономической школы являлось аксиомой утверждение, что целью общественного развития является рост общественного богатства, которое представляет собой продукты материального производства. И потому типична оценка большинства явлений и форм общественной жизни под углом зрения материальной продуктивности. В рамках данных представлений кажется естественным убеждение, что экономика как система обеспечения товарами и услугами должна заниматься хозяйствованием, а не соответствием моральным нормам.  [c.55]

Анализируя различные представления о смысле и целях жизни, С. Франк прежде всего показывает бессмысленность реальной жизни и целей, к которым стремится подавляющая часть людей. Об этом можно судить по следующим цитатам  [c.44]

Если мы договорились, что мотивом будем называть образ желаемого будущего, инициирующий деятельность, то все приведенные определения — это всего лишь или оттенки смысла, или отражение места какой-либо потребности в общей иерархии. Например, есть потребности низших порядков, почти одинаковые у нас и животных, в этом случае вполне уместно использовать понятие "драйв". Стало быть, если вам во время чтения встретится это слово, будет понятно, что речь идет о мотивации, вызванной не какой-нибудь, а только одной из примитивных потребностей. Но если говорить, например, о потребности смысла жизни, то слово "драйв" не подходит принципиально.  [c.108]

Этическая ответственность наступает в случае нарушения руководителем этических норм, представляющих собой систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. Этические нормы включают оценки смысла жизни, назначения человека, содержания добра и зла, морального долга, нравственных принципов и идеалов (благородство, вежливость, выдержка, гуманизм, доверие, единство слова и дела, искренность, правдивость, принципиальность, самообладание, скромность). Ответственность реализуется в форме изменения общественного мнения о руководителе, вынесении ему общественного порицания, объявления о его несоответствии должности по этическим соображениям. Примеров реализации такой ответственности в мировой практике можно найти достаточно много.  [c.217]

Настойчиво постигая весь этот философский смысл жизни и профессии, не будем, дорогой читатель, забывать и о смысле здравом, который всем нам отмерен Природой. Человеку, спустившемуся с заоблачных высот духовности и окунувшемуся в мир простоты и суровой правды жизни, здравый смысл, по меткому выражению Ли Якокки в книге "Карьера менеджера", помогает "отличить кучу конского навоза от порции ванильного мороженого". Несмотря на кажущуюся несложность, не все и не всегда это умеют делать. Но без этого ни менеджеру, ни валютному дилеру настоящего успеха не добиться. Философское витание в облаках не избавит каждодневного тяжкого труда по исполнению необходимых текущих дел, связанных с зарабатыванием денег.  [c.30]

Потребность смысла жизни тесно связана со стремлением человека к личной определенности, упорядоченности знаний об окружающем мире и самом себе, а также своем месте в социальной структуре общества, что в конечном итоге обеспечивает цельность его личности, единство сознания и деятельности. Именно это свойство человека, обусловливающее его цельность и последовательность, имели в виду классики марксизма-ленинизма, когда писали о развитии самосознания пролетарских масс, формировании классового чутья, о необходимости осознания пролетариатом своей исторической роли. Каждая страница Манифеста Коммунистической партии направлена на пробуждение у рабочего-борца чувства личной определенности, на осознание себя как частицы самого прогрессивного класса общества, имеющего ясные жизненные цели.  [c.37]

Неудовлетворенность нехваткой времени еще не говорит о действительной внутренней готовности и решимости что-то здесь изменить. Слишком многие из тех, кто громогласно жалуется на стрессы, нехватку времени, настолько непоследовательны, что не желают прибегнуть к помощи даже простейших методов управления временем. Тут глубоко затрагивается психика человека. Лихорадочная деятельность и активность указывают на его страх перед временем, осмыслением, досугом осмысление означает также вопрос о смысле работы, смысле сегодняшнего дня, смысле жизни.  [c.298]

Попробуйте с иной точки зрения посмотреть на то, чем вы занимаетесь и чего хотите,— и вы с удивлением обнаружите, что продаете не газеты, а новости, не страховой полис, а чувство безопасности, не очки, а зрение, не тенты, а прохладу. Вы когда-нибудь задумывались о смысле своей работы Регулярно задавая себе этот вопрос, вы обретете совершенно новое мировоззрение. Врач не лечит болезнь , а поддерживает здоровье учитель помогает человеку стать образованным, зрелым, хорошо ориентироваться в жизни. Стоит задать себе этот вопрос — и вы окажетесь на более высоком уровне мышления, начнете по-новому ощущать себя как личность.  [c.204]

Современный финансовый (бухгалтерский) учет ведет свою историю с XV в., века бурного развития рынка, зарождения новых экономических отношений между людьми. Рыночная экономика Западной Европы, Америки, а затем и всего мира привела к появлению банкиров и предпринимателей, целью и смыслом жизни которых стало накопление капитала. Лука Пачоли, итальянский ученый, в своем труде Трактат о счетах и записях заложил основы учетной системы, отвечавшей на возникший социальный заказ. Расчет суммы прибыли непосредственно из данных учета стал возможен в результате введения принципа двойной записи, разделения счетов бухгалтерского учета на операционные, имущественные и результатные, введение в учет единого денежного измерителя.  [c.592]

Учет изменения (развития) ценностно-нравственного, смыслового ядра самоопределяющегося человека. На данном уровне проф-ориентационной помощи учитывается изменение представлений самоопределяющегося человека о самом смысле его профессионального выбора. Также учитывается не просто успех , но и моральная цена за такой успех. Основными понятиями здесь становятся совесть , чувство собственного достоинства , смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности , а также идеал личностного и профессионального самоопределения . Поиск идеала своего развития — одна из самых ответственных и сложных проблем самоопределяющегося молодого человека. Недаром Э.Эриксон писал, что главная проблема подростка — это поиск аристократии и идеологии (Эриксон Э., 2000, с. 251), и если молодой человек не сможет для себя в этом разобраться, то он легко становится добычей всяких проходимцев, в том числе и политических проходимцев далее Э.Эриксон рассуждает о фашизме и отмечает, что Германия капитулировала перед юношеством, потерявшим свою идентичность (там же, с. 335).  [c.15]

Представление о смысле своего будущего профессионального труда 13. В чем вы вообще видите смысл своей профессиональной жизни (ради чего вы хотите приобретать профессию и работать)  [c.39]

И снова возникает вопрос в какой мере конкретный самоопределяющийся человек, понимающий пороки и заблуждения своего общества, может не принимать образы мира, которые предлагает ему то общество, в котором он живет Это один из важнейших вопросов в психологии профессионального самоопределения, поскольку сама способность человека быть хозяином своей судьбы, т. е. способность искать собственные смыслы жизни и выстраивать на основе этих смыслов свои системы и образы мира, говорит о творческом подходе к своей жизни. И одновременно конфликтовать с окружающим миром и с обществом очень рискованно, не только потому, что общество обычно по-своему мстит большим  [c.99]

Для всего этого обычного житейского и даже профессионального опыта окажется недостаточно — психолог должен развивать в себе способность совести , а также постоянно заботиться о собственном достоинстве. И если все-таки кто-то из психологов отважится использовать метод открытых глаз , то ему сначала нужно будет обратиться к своему внутреннему миру, т. е. понять самого себя. Но понять себя — это значит осознать свое место и предназначение в мире, т.е. понимание себя неизбежно предполагает и понимание того мира, общества, в котором мы живем, а также стремление понять смыслы жизни самых разных людей, живущих в этом мире.  [c.354]

В традиционных обществах1 или обществах доиндустриального типа, экономическая деятельность неразрывно связана с религиозной, семейной и политической деятельностью. И хотя такие элементы рыночного хозяйства, как частная собственность, мотив максимизации дохода, рыночная координация, встречались и в них, но в данных хозяйственных структурах преобладали отношения не конкуренции, а сотрудничества, определяемые социальными и культурными ценностями. Именно в традиционных обществах наиболее четко выражена связь между хозяйственной деятельностью и лежащей в их основе системой этических ценностей, которые выступают как хозяйственная культура2. Каковы ценности хозяйственной культуры обществ данного типа и вытекающие из нее особенности экономического развития При анализе этого вопроса следует подчеркнуть, что вопрос о хозяйственной культуре — это вопрос о нематериальных составляющих человеческой деятельности, вопрос о том, какие жизненные установки регулируют экономическую деятельность индивида. Вряд ли вызовет возражение утверждение, что участие человека в материальном производстве в значительной мере обусловлено его представлениями о смысле жизни, собственности, материальном богатстве, успехе, труде.  [c.39]

Следует отметить, что словосочетание "смысл жизни" наиболее характерно для русской философии конца XIX — начала XX вв. Западные авторы писали о природе человека, целях и мотивах его деятельности, учили житейской мудрости. В России искали именно смысл жизни. В частности, один из наиболее авторитетных отечественных философов С. Франк писал "...чем спокойнее, чем более размерена и упорядочена внешняя жизнь, чем более она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении, тем глубже та душевная могила, в которой похоронен вопрос о смысле жизни. Поэтому мы, например, видим, что средний европеец... как будто совсем не интересуется более этим вопросом... Мы, русские, отчасти по своей натуре, отчасти, вероятно, по своей неустроенности и неналаженности нашей внешней, гражданской, бытовой и общественной жизни, и в прежние, "благополучные" времена отличались от западных европейцев тем, что больше мучились вопросом о смысле жизни, — или более открыто мучились им, более признавались в своих мучениях"  [c.41]

Ценности переживаний Франкл связывает с восприятием красоты во всех ее формах в природе, музыке и других сферах. В частности, он приводит такой пример "Давайте спросим о смысле жизни человека, поднимающегося в горы и наслаждающегося красотами Альп. Он так захвачен их великолепием, что вряд ли его жизнь когда-либо в будущем сможет стать совершенно бессмысленной после такого переживания" [Там же. С. 38].  [c.47]

Если Херцберг видел в ощущении успеха сильнейший мотиватор, то Абрахам Маслоу был убежден, что самое сокровенное желание человека — это самовыражение, самореализация. Человек стремится к самосознанию, к собственным представлениям о смысле жизни. Как этого можно достичь Для большинства здесь нет никаких сомнений через собственный труд и его результаты.  [c.178]

По вопросу о религии и, в частности, по вопросу соотношения религии и этики М.Жумабаев расходится не только с Бердяевым, но и с Абаем. Абай связывает религиозную веру с познанием человеком смысла жизни и со способностью человека к милосердию. А эта способность у человека по Абаю, от Всевышнего, ибо составляет один из атрибутов последнего. Согласно же М.Жумабаеву, вера ведет к поклонению авторитету, будь то авторитет Бога или авторитет человека, и наносит ущерб человеческой сущности.  [c.87]

Ввиду того что качество работы САЦ зависит от близости к Глобальной цели, известной только Провидению, технической становится задача обеспечения близости этой ИСУ Создателю. Поэтому в сферу интересов теории автоматических СУ приходится включать такие извечные, изначально не инженерные и даже не технические, и даже не научные проблемы, как этика, вера, мораль, религия, смысл жизни и Т-п. ( только поверхностное знание удаляет от веры, а более глубокое вновь приближает к ней . ф, Бэкон), т.е. вопросы, определяющие мировоззрение проектировщика ИСУ (в связи Р этим следующая глада посвящается изложению философии управленца), Таким образом, в создании САЦ может принимать участие человек только очень высокого нравственного уровня — частный случай проявления острейщего вопроса современной науки — о моральной ответ-  [c.221]