Элементы теории благосостояния

Положение о равенстве удовлетворенностей, безусловно, относится к этическим аспектам рассматриваемой проблемы, и связанная с этим процессом этика перераспределения выступает важнейшим элементом теории благосостояния. В идеале, в своем логически законченном варианте, максимизация благосостояния, основанная на положении о равенстве удовлетворенностей, предполагает равенство доходов. Правда, как уже отмечалось, при одном очень важном и совершенно не очевидном допущении при предположении одинаковости индивидуальных функций полезности от дохода. Действительно, если функции полезности разных людей одинаковы, а это означает не что иное, как способность разных людей извлекать одинаковое наслаждение с равной единицы дохода, то величайшая сумма общего счастья всех достигается лишь при равном распределении дохода. Однако многие полагают, и небезосновательно, что функции полезности разных людей отнюдь не одинаковы, и способность извлекать полезность у разных людей существенно различается. И если способность к наслаждению у человека с утонченными вкусами намного выше, чем у простого человека, то в этом случае именно неравенство доходов является необходимым условием для максимизации суммы общего счастья .  [c.121]


Элементы теории благосостояния  [c.269]

В теоретпч. построениях X., за редким исключением, отвлекается от влияния обществ, н гос. институтов oup. бури , общества на экономику, не остаётся места в его системе п субъективному фактору (человеку). Модели X. чрезвычайно абстрактны н далеки от реальной хоз. практики, что отмечают даже его бурж. критики (II. С.гню.ысин., Э. Ролл, Б. Селигмен и др.). Последовательный отказ X. от исследования категорий полезности, к-рая некогда была провозглашена бурж. экономистами как основа стоимости п важный элемент теории благосостояния (обществ, полезность), знаменует ещё один шаг на пути очищения бурж. экономия. науки от социального содержания. Нобелевская пр. (1972).  [c.343]

Осуждение в результате сравнения приводит к выводу, что перераспределение излишков является желательным. Именно здесь на помощь приходит закон убывающей предельной полезности, гласящий, что определенная потеря дохода будет значить меньше для богатого, чем соответствующий прирост дохода для бедного. На этом основана теория А. Пигу, в которой перераспределение доходов между богатыми и бедными выступает как элемент повышения благосостояния, по крайней мере, экономического. На первый план у Пигу в необходимости перераспределения выступает аргумент в пользу выравнивания удовлетворенностей1.  [c.121]


Постичь глубокий философский смысл понятия налог , а затем усвоить методологию налогообложения — значит понять объективность того, что налог как таковой демократичен по своей природе. Знание научной теории, фундаментальных положений права и закономерностей развития государственности позволяет любому гражданину формировать в себе необходимое налогопослушание, понимание того, что налоги — фундамент общественного благосостояния. Методология налогообложения (экономические основы налоговой теории) уже наполняет реальным содержанием все присущие налоговому платежу элементы плательщики, объект обложения, ставки, сроки, льготы и др. Такое наполнение осуществляется в зависимости от принятых в законодательном порядке видов налогов и задач, стоящих перед налоговой системой в каждой данной стране. Как правило, выработка концептуальных основ налогообложения опирается на внутренние экономические интересы каждой страны. За основу берутся параметры экономического роста, определяется возможный налоговый потенциал, моделируются схемы последующего влияния выбранной (из всех предложенных) концепции налоговой системы.  [c.33]

Экономическая же теория в общем и целом опирается на все ту же модель человека — рационального максимизатора полезности. Поэтому аспект деятельности как составляющая понятия благосостояния практически полностью игнорируется в современных концепциях благосостояния, как игнорируется в этих концепциях ценность свободы и права. В традиционной экономической теории самому их существованию не придавалось собственной внутренней ценности. А ведь еще представитель классической политической экономии Дж. Милль (1806—1873) в своей работе О свободе писал, что ... свободное развитие индивидуальности — одно из первенствующих существенных благ, а не только элемент, который сопутствует цивилизации, образованию, воспитанию 2.  [c.89]


Наибольший спад Т.-ю. имеет место в период общего кризиса капитализма, когда выявляется несоответствие усложнённых задач профсоюзной борьбы его гл. принципам. Это не означает, что Т.-ю. полностью сходит со сцены. В связи с сохранением влияния реформистской идеологии в профсоюзном движении капиталистич. стран не прекращаются попытки увековечить ряд старых особенностей Т.-ю. выхолащивание поли-тич. устремлений профсоюзов или ограничение их рамками бурж. парламентаризма идеализация соглашательских методов деятельности профсоюзов ( .мир и партнёрство в пром-сти, совместные консультации и т. п.) элементы организационной раздробленности. Вместе с тем идеология Т.-ю. питает реформистские теории гос.-монополистич. капитализма о совр. бурж. гос-ве как гаранте всеобщего благосостоянии . В практике же тред-юнионистского движения эти тео-ретич. установки воплощаются в тесном сотрудничестве профсоюзной бюрократии с представителями гос. аппарата и монополий на уровне разнообразных правительственных к-тов. В противовес принципам пролетарского интернационализма устои Т.-ю. защищает бурж. система массовых коммуникаций, националистам, партии и группы, предприниматели, к-рые извлекают экономич. выгоды из раскола рабочего класса.  [c.173]

Смотреть страницы где упоминается термин Элементы теории благосостояния

: [c.101]    [c.382]    [c.45]    [c.100]    [c.528]