Принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Понятие система означает [c.32]
В этом отношении примечательной является теория мотивации А.Маслоу. Им разработана модель, согласно которой человеческие потребности распределяются по категориям. А.Маслоу изучил мотивы и потребности человека, исходя из холистической перспективы (холизм — учение о целостности). Он пытался найти, что нужно человеку, для того чтобы весь человек получил наилучшие возможности для развития. Маркетинг изучает человека только в качестве потребителя, т. е. не всесторонне. [c.238]
В методологическом плане эволюционная экономика может рассматриваться как шаг в сторону преодоления разрыва между методологическим индивидуализмом и холизмом. Если индивидуализм представляет экономические феномены как результат свободного выбора субъектов и не принимает во внимание существование обратной связи между индивидом и социальным окружением, а холизм рассматривает социальные целостности, оставляя без внимания созидательную способность индивида, то эволюционная экономика стремится рассматривать результаты индивидуального выбора и системного взаимодействия как равнозначные и взаимосвязанные. В итоге рациональный выбор индивидов и давление системы вступают во взаимодействие и порождают необратимый динамический процесс развития 23. [c.634]
Исследовательские принципы и инструменты, используемые при рассмотрении каждой темы курса, отразили отнюдь не эклектическое, а органическое единение "методологического индивидуализма" и "методологического холизма". В теоретическом и научно-практическом смысле это означает, что центром внимания является не отдельно взятый индивид и не абстрактное общество, а человек, одновременно выступающий как личность и как член общества. [c.13]
Однако методологический индивидуализм не следует жестко противопоставлять методологическому холизму, поскольку и "личностное", и "общественное" направление в экономической теории исследуют единый предмет закономерности развития экономики и присущей ей системы человеческих отношений и взаимодействий. Речь идет о двух сторонах одной "медали", только в первом случае аналитический вектор направлен от единичного к общему, а во втором случае — от общего к единичному. Проблема заключается не в том, чтобы доказать, какая научная концепция лучше, а в том, чтобы найти рациональное начало как в индивидуализме, так и в холизме. [c.179]
Очевидно, что в современных условиях актуализируется не противопоставление друг другу методологического индивидуализма и методологического холизма, а выявление то- [c.180]
Таким образом, ретроспективный анализ неоклассического и институционального подходов к исследованию потребительского выбора позволяет заключить, что в условиях современной экономики неоклассический "идеализм" необходимо существенно дополнить институциональным конструктивизмом. При этом методологический индивидуализм и методологический холизм призваны на противоречить, а взаимодействовать друг с другом. Это тем более актуально в условиях формирования в нашей стране социально ориентированной рыночной экономики и становления основ хозяйственных постиндустриальных отношений. В связи с этим характеристики моделей поведения "человека социального" и "человека творческого" призваны учитывать как интересы личности, так и интересы общества, отражая влияние как эндогенных институтов личности, так и экзогенных общественных норм социально-экономических взаимодействий. [c.205]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ХОЛИЗМ [c.207]
Данное определение не противоречит определению цены как денежного выражения стоимости обмениваемых либо предполагаемых к обмену благ, где с позиций методологического холизма речь идет о цене как о форме общественного признания ценности блага. [c.209]
Коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р. Акофу) все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо. [c.551]
Холизм (от греч. 8Хо< — целый, весь) — философия целостности. Согласно ей миром управляет процесс творческой эволюции, создающий новые целостности формы материи преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными. Термин введен Я. Смэтсом в книге 1926 г. Holism and Evolution ( Холизм и эволюция ). — Примеч. ред. [c.3]
Успех предприятия на рынке зависит от прибретенных навыков изучения, создания и предоставления ценности. Маркетологи должны развить понимание потребностей своих клиентов и овладеть ключевыми компетентностями. Следуя философии холизма, компании смогут конструировать и доставлять лучшие рыночные предложения. [c.168]
С точки зрения австрийцев, холизм не только методологически и еретически неверен, но и социально опасен, так как в конечном вте он открывает дорогу социальному конструктивизму и экспери-1Нтаторству. Анализ взаимосвязи между методологическим подхо-М, теоретическими построениями в рамках макроэкономики и ос-юными принципами современной системы регулирования эконо- ки, а также между методологическими и философскими представ-Ниями и различного рода социалистическими концепциями и по-тическими действиями по их реализации — эта тема пронизывает В научное наследие Хайека14. [c.611]
Позиция современного институционализма по этому центральному вопросу изложена Ходжсоном и Скрепанти следующим образом Мы считаем необходимым избежать чрезмерного упора на субъективность и индивидуальность. Такой упор означал бы недооценку культурного и институционального контекста или трактовку последнего как ненамеренного последствия индивидуальных действий. Тем не менее, и другая крайность недает решения. Если упрощенно считать, что индивидуальность определяется социальным окружением, тогда один тип редукционизма попросту заменяется другим. Вместо методологического индивидуализма мы впадаем в противоположную ошибку методологического холизма. Оба подхода не удовлетворяют. Задача заключается в необходимости так сформулировать отношение между действием и структурой, чтобы сохранить структурную природу действия и реальность самого выбора и действия 1. [c.262]
Холизм (от англ, halism) — философия целостности , в ней человеческая личность выступает высшей формой органической целостности. [c.69]
Методологический холизм (целостность), или методологический сосьетализм (от англ, so ietal — общественный) — это научная парадигма, в соответствии с которой роль, значение и интересы общества (как правило, в лице государства) первичны, а роль и интересы личности в экономической системе выступают как вторичные, производные от общественных интересов. [c.179]
Во-первых, "Старый" институционализм (К. Маркс, Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт и др.) основывается на методологическом холизме, в соответствии с которым первичными признаются институты, а не индивиды, и характеристики индивидов выступают функцией бытия институтов. Здесь имеет место так называемый "институциональный детерминизм", в соответствии с которым именно институты определяют логику экономического развития. Неоинституциональная экономическая теория (Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, Д. Норт и др.) и новая институциональная экономика (Г. Саймон, Л. Тевено и др.) основываются на металогическом индивидуализме, в рамках которого первичными выступают индивиды, а не институты. Последние анализируются через интересы людей, использующих институты для регулирования и координации своих действий. В данном случае имеет место так называемая "спонтанная эволюция институтов" — возникновение институтов в результате решений и действий людей. [c.204]