Неформальные ограничения

Принадлежность менеджера к тому или иному типу может накладывать значительные неформальные ограничения на состав и структуру предоставляемых ему учетно-аналитических данных. Так, руководители, склонные к проактивным действиям, достаточно свободно ориентирующиеся в сложных ситуациях, как правило, отличаются хорошей логикой, способностью и стремлением к анализу, поэтому нуждаются в объемной, хорошо структурированной информации. Их не пугают приводимые в отчетах альтернативные варианты действий, применение в аналитических расчетах достаточно сложных алгоритмов и методов.  [c.387]


Прорабатывается местное и отечественное законодательство, прямо или косвенно затрагивающее деятельность создаваемой фирмы ограничения на вывоз и ввоз капитала и прибыли, таможенное законодательство, законодательство о конкуренции и демпинге, налоговое законодательство, иммиграционный режим, неформальные ограничения и т.д. Особое внимание уделяется оценке инвестиционного климата и учету рисков.  [c.754]

В отличие от формальных, неформальные ограничения, воплощённые в обычаях, традициях, кодексах чести и поведения, укоренены в сознании людей намного сильнее и менее восприимчивы к сознательным усилиям по их изменению. Они гораздо глубже пронизывают экономические отношения, чем нормы писаного права, составляют своего рода ядро системы институтов. Глубинные институты, отражающие социокультурную сущность и специфику экономических отношений, гораздо более консервативны и меняются чрезвычайно медленно, если меняются вообще. Общеизвестно, напр., быстрое восприятие мусульманскими обществами внешних атрибутов западной цивилизации при сохранении незыблемыми многовековых отношений, традиций и стереотипов. В ряде российских северокавказских регионов формально была, как и по всей стране, быстро проведена приватизация по унитарной модели, однако реальные отношения собственности и распределение доходов от имущества сохранились в том виде, как это устоялось задолго до реформы с её новым  [c.97]


В составе институтов Д. Норт выделяет три главные составляющие а) неформальные ограничения (традиции, обычаи, всякого рода социальные условности) б) формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты) в) механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдешь правил (суды, полиция и т.д.)s.  [c.681]

Институты включают как формальные правила, так и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности) и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других.  [c.540]

В начале 90-х годов американский ученый Д. Норт, ставший впоследствии лауреатом Нобелевской премии по экономике, опубликовал серию работ, имеющих непосредственное отношение к обоснованию роли и принципов функционирования организаций. В своих работах Норт пытается дать ответ на жизненно важный вопрос о том, почему некоторые страны богаты, а другие — бедны, связывая воедино экономические изменения, техническое развитие и институциональные условия. Институты (по Норту) — это разработанные людьми формальные и неформальные ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие.  [c.290]

Институты — это формальные нормы и неформальные ограничения, регулирующие и координирующие общественные отношения. В данном случае имеются в виду взаимодействия в процессе производства благ. Институты могут выступать в форме традиций и обычаев, юридических законов и подзаконных актов, распоряжений и указаний менеджера и др. Ни одно производство не может существовать вне определенных институтов, всегда представляющих собой его организационно-управленческий "каркас". Совокупность существующего технического уровня развития средств производства и связанных с этим организации и управления производством называется технологией производства.  [c.26]


Покажите взаимосвязь формальных норм и неформальных ограничений в создании общественной формы присвоения благ.  [c.100]

С институциональной точки зрения, домохозяйство создается для минимизации трансакционных издержек путем добровольной передачи властных, или управленческих полномочий самому авторитетному и дееспособному члену домохозяйства, который производит "домашние" неформальные ограничения, или правила. Соблюдение этих правил носит добровольный характер и, главное, сокращает издержки взаимодействия и согласования различных решений и действий, доводя их до "рутинного автоматизма"1.  [c.196]

Данная схема не отражает систему формальных норм и неформальных ограничений, регулирующих отношения, возникающие между домохозяйством с другими хозяйственными субъектами по поводу присвоения ценностей данного домохозяйства. Эти институты создаются правовым государством в процессе его институционального предпринимательства, учитывающего предпочтения и рекомендации домохозяйств. Показанные на схеме новые правила и рутины имеют конкретное предназначение. Общие правила сокращают трансак-ционные издержки функционирования домохозяйства как целостной хозяйственной организации. Рутины, сокращая внутренние трансакции личности, а также создавая возможность "быть самим собой", увеличивают познавательные ее  [c.199]

Институциональная безработица выступает как порождение множества формальных норм и неформальных ограничений, определяющих устройство и динамику рынка человеческого капитала. Данная форма безработицы возникает, прежде всего, в результате функционирования институтов государства, тем или иным образом воздействующих на спрос и предложение человеческого капитала.  [c.375]

Институционально денежный рынок представлен совокупностью определенных рыночных структур, формальных норм и неформальных ограничений, направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам.  [c.474]

Неформальные ограничения включают в себя также общепринятые нормы поведения, определяющие отношения в семье, школе, на работе, а также так называемые кодексы поведения (честность, порядочность и пр.). Именно потому, что эти ограничения являются не-  [c.9]

Поскольку институты представляют собой набор формальных правил, неформальных ограничений и механизмов их осуществления, становится очевидным, что они отличаются от организаций, представляющих собой форму организации отдельных групп индивидов, стремящихся к достижению определенных целей.  [c.10]

Тщательный и всесторонний анализ приводит к необходимости соблюдения определенных условий а) политические институты сохраняют стабильность, если их поддерживают организации, заинтересованные в их неизменности б) для успешного осуществления реформ необходимо изменение институциональной системы в) модификация норм поведения, поддерживающих и легитимизирующих новые законы, является длительным процессом, и при отсутствии такого побудительного механизма государственное устройство не может быть стабильным г) в краткосрочной перспективе экономический рост возможен и при авторитарных режимах, но в долгосрочной — требует разработки законов и правил д) неформальные ограничения иногда (но в краткие периоды) могут обеспечивать экономический рост даже при неблагоприятных или нестабильных политических законах.  [c.11]

Институты включают в себя все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенную структуру человеческим взаимоотношениям. Являются ли институты формальными или неформальными Они бывают и формальными, и неформальными. Меня интересуют и формальные ограничения — такие, как правила, придуманные людьми, и неформальные ограничения — такие, как общепринятые условности и кодексы поведения. Институты могут быть продуктом сознательного человеческого замысла — как, например, Конституция США, или просто складываться в процессе исторического развития, подобно обычному праву. Для меня представляют интерес и те институты, которые явились продуктом человеческого замысла, и те, что складываются в процессе исторического развития, хотя для аналитических целей их, возможно, придется изучать раздельно. Я буду рассматривать и многие другие свойства институтов.  [c.18]

Таким образом, становится очевидно, что для разработки институциональной модели нам необходимо изучить структурные характеристики неформальных ограничений, формальных правил и обеспечения их соблюдения, а также форм их эволюции. После этого, соединив результаты этих исследований, мы сможем представить общую институциональную картину политических/экономических систем.  [c.55]

Мы, живущие в современном западном мире, считаем, что жизнь и экономические процессы подчиняются писанным законам и правам собственности. Однако даже в самых развитых экономиках формальные правила составляют небольшую (хотя и очень важную) часть той совокупности ограничений, которые формируют стоящие перед нами ситуации выбора несложно увидеть, что неформальные правила пронизывают всю нашу жизнь. В повседневном общении с другими людьми—дома, за пределами семьи, на работе — наше поведение в огромной степени определяется неписаными кодексами, нормами и условностями. В основе неформальных ограничений лежат формальные правила, но далеко не всегда последние служат очевидным и непосредственным источником ситуаций выбора в нашем повседневном взаимодействии с окружающими.  [c.56]

Чтобы в этом убедиться, достаточно даже самого поверхностного взгляда Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются 1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил 2) социально санкционированными нормами поведения 3) внутренне обязательными для человека стандартами поведения. Остановимся подробнее на каждом из этих аспектов.  [c.61]

И обычаи делового оборота, и "понятия" относятся к неформальным ограничени-  [c.24]

Практически каждая тема предлагаемого курса содержит институциональный аспект, а в ряде случаев институциональная экономическая теория предстает как методологическая основа рассмотрения тех или иных экономических явлений. В частности, в учебнике дается институциональная теория фирмы, раскрывается роль формальных норм и неформальных ограничений при реформировании собственности и экономики в целом, дается определение институционального предпринимательства как инновационной деятельности соответствующих субъектов по созданию прогрессивных институтов, регулирующее значение которых состоит в минимизации трансакционных издержек во всех видах социально-экономических взаимодействий. При этом трансакци-онные издержки рассматриваются как составная часть издержек производства в целом. Институциональная экономическая теория предстает как наука о наиболее общих законах формирования и функционирования институционального сектора хозяйства. Она рассматривает организации, или институциональные устройства, непосредственно институты, или систему формальных норм и неформальных ограничений, а также институциональные инструменты, представленные системой контрактов, соглашений и т. д.  [c.15]

Для того, чтобы обмен ценностями носил эквивалентный, или правовой характер, личность принимает участие в ин-ституционализации данного процесса, производстве соответствующих формальных норм и неформальных ограничений. Речь идет об институционализации не только обмена, но и распределения и перераспределения создаваемого личностью продукта. Как в условиях нерыночного, так и в условиях рыночного хозяйства процесс создания личностью общественно значимых "внутренних" институтов и ее участие в производстве созидательных "внешних" институтов выступают как функция ее интеллектуального капитала.  [c.186]

Под институтами и институциональными ограничениями понимаются в самом общем виде "...правила игры" в обществе или ...созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми", "это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, которые структурируют взаимоотношения между людьми". Они включают в себя все формы ограничений, созданные людьми и делятся на формальные ограничения — ... такие как правила, придуманные людьми и неформальные ограничения... - такие как общепринятые условности и кодексы поведения.12 При этом формальные правила представляют собой иерархию правил. На вершине ее стоят политические правила (конституция, законодательные акты), которые регулируют деятельность общества в целом, определяют его структуру, механизм принятия решений, устанавливают контроль за ходом политических процессов. Экономические правила стоят ниже политических в иерархии формальных правил, так как они зависимы от последних (хотя и оказывают обратное влияние на них). Посредством экономических правил специфицируются права собственности и транснациональные издержки.  [c.17]

Институты обусловливают тип экономической системы. Важно то, что формальные правила могут быть изменены государством, а неформальные ограничения изменяются очень медленно. И формальные правила, и неформальные ограничения, в конечном счете, формируются под воздействием мировосприятия людей, на которое влияют, прежде всего, господствующие в обществе идеологические установки.  [c.10]

Между тем известны такие варианты исторического развития, когда новые институты внедрялись в разрез с неформальными ограничениями. В качестве примера можно привести реформы Петра I, индустриализацию и коллективизацию в Советском Союзе. Проведение реформ вопреки сложившимся традициям потребовало применения систематического насилия над носителями неформальных ограничений (т.е. людьми). В.Найшуль считает, что гарантией против рассогласования между требованиями неформальных норм и требованиями навязанных сверху новых узаконенных правил является только тоталитарное государство, сохраняющее за собой право вмешиваться в любой аспект обыденной и частной жизни людей [10. С. 77].  [c.11]

Институциональные изменения — это сложный процесс, потому что предельные изменения ( hanges at the margin) могут быть следствием изменений в правилах, неформальных ограничениях, в способах и эффективности принуждения к исполнению правил и ограничений. Более того, процесс институциональных изменений обычно носит инкрементный, а не дискретный характер. Объяснение того, как и почему происходят инкрементные изменения и почему даже дискретные изменения (такие, как революции и завоевания) никогда не являются абсолютно дискретными, состоит в укорененности неформальных ограничений в обществе. Хотя формальные правила можно изменить за одну ночь путем принятия политических или юридических решений, неформальные ограничения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям. Эти культурные ограничения не только связывают прошлое с настоящим и будущим, но и дают нам ключ к пониманию пути исторического развития.  [c.21]

Развиваясь на основе использования открывшихся возможностей, экономические организации стали не только более эффективными (Чендлер, 1977), но и постепенно сами изменили институциональные рамки. При этом речь идет не только об изменении политических и юридических рамок (14-я поправка к Конституции, дело "Манн против штата Иллинойс") и структуры прав собственности (закон Шермана), которые произошли к концу XIX века, но и об изменениях многих норм поведения и других неформальных ограничений (выразившихся, например, в новом отношении к проблемам рабства, роли женщин, трезвости и в новых нормах поведения). Как политические, так и экономические трансакционные издержки, а  [c.24]

Затем три главы посвящены анализу последовательно трех институциональных "срезов" формальным правилам, неформальным ограничениям и эффективному обеспечению соблюдения этих правил и ограничений. Это позволит мне в главе 8 связать воедино полученные результаты и показать связь между институтами и тран-сакционными и трансформационными (производственными) издержками.  [c.26]

Третья форма обмена — это неперсонифицированный обмен с контролем, осуществляемым третьей стороной. Эта форма обмена имела очень важное значение для успеха современных экономических систем, отличающихся сложными контрактными отношениями, которые необходимы для экономического роста в современную эпоху. Обеспечение третьей стороной условий соглашения никогда не бывает идеальным и совершенным поэтому участникам обмена все равно приходится тратить огромные ресурсы, чтобы установить надежные партнерские отношения. Но ни самостоятельное обеспечение соглашения сторонами, ни установление доверия между ними не могут быть полностью успешными. Дело не в том, что идеология или нормы якобы ничего не значат, напротив, они имеют огромное значение, и поэтому очень большие ресурсы расходуются на распространение кодексов поведения в обществе. Однако в сложных обществах становятся все более выгодными такие формы поведения, как оппортунизм, обман и мошенничество. Поэтому так важна третья сила, выполняющая функции принуждения. Высокая производительность современного богатого общества несовместима с политической анархией. Эффективное обеспечение соглашений силами третьей стороны лучше всего достигается путем создания набора правил, которые затем делают эффективными и неформальные ограничения. Тем не менее, проблемы обеспечения соглашений силами третьей стороны через действенную юридическую систему, применяющую (возможно, не лучшим образом) определенные правила, понимаются специалистами недостаточно и являются самой важной дилеммой в исследованиях институциональной эволюции.  [c.55]

То, что неформальные ограничения важны сами по себе (а не просто как дополнение к формальным правилам), очевидно из того, что одни и те же формальные правила и/или конституции в разных обществах имеют разные проявления. Дискретные институциональные изменения, например, революции, военные завоевания или захваты противниками, приводят, безусловно, к новым системам формальных правил. Но интересно (хотя на это редко обращают внимание, особенно сторонники революционных изменений), что, несмотря на полное изменение формаль-  [c.56]

Откуда берутся неформальные ограничения Они возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и являются частью того наследия, которое мы называем культурой. Способ, которым сознание перерабатывает информацию, зависит "от способности мозга к обучению путем программирования мозга одним или несколькими тщательно структурированными языками естественного происхождения, которые способны служить кодами для восприятия, установок, моральных (поведенческих) норм и фактической информации" (Йоханссон, 1988, с. 176). Культуру можно определить как "передачу, путем обучения и имитации, от одного поколения к другому знаний, ценностей и других факторов, влияющих на поведение" (Бойд и Ричерсон, 1985, с. 2). Культура с помощью языка задает концептуальные рамки для кодирования и интерпретации информации, которую предоставляют мозгу наши чувства  [c.57]

Идеи, которые являются предметом рассмотрения в этой главе, в основном опираются на утверждение, сделанное в главе 3, о том, что переработка информации—это ключ к пониманию более сложных моделей поведения, вытекающих из модели ожидаемой полезности. Но в той главе главное внимание было уделено вопросу о неполноте информации и, следовательно, необходимости институтов для структурирования человеческих взаимоотношений. В данной главе мы сосредоточимся на том, каким образом культурный фильтр обеспечивает непрерывность, благодаря которой неформальные решения проблем обмена, найденные в прошлом, переносятся в настоящее и делают прежние неформальные ограничения важным источником непрфывносги в ходе длительных социальных изменений.  [c.57]

Неформальные ограничения пронизывают и всю современную экономику. Чтобы опровергнуть утверждения правоведов и экономистов о решающей роли писанного права, Роберт Элликсон провел исследование на тему о том, как сельские жители графства Шаста в Калифорнии решают споры об ущербе, наносимом свободно пасущимся скотом их земельным участкам. Он установил, что для решения споров жители почти никогда не обращаются в судебные органы, а предпочитают опираться на развитую структуру неформальных ограничений. После этого Элликсон опубликовал статью (1987) и подготовил к изданию книгу, где представил большой объем эмпирических свидетельств о широком распространении неформальных ограничений.  [c.60]

Оба вышеперечисленных типа неформальных ограничений могут рассматриваться в контексте моделей максимизации и потому поддаются анализу неоклассической теории и теории игр. Но те кодексы поведения, которые человек накладывает сам на себя, имеют смысл только в контексте неформальных ограничений. Индивид принимает такие решения, которые означают отказ от богатства или дохода в пользу иных ценностей, имеющих значение в рамках его индивидуальной функции полезности. Многочисленные исследования о том, как голосуют законодатели, показывают, что голосование нельзя объяснить моделью группы интересов (в которой законодатель честно следует интересам своих избирателей) и что требуется принимать во внимание персональные, личные предпочтения законодателя (Калт и Зьюгтэн, 1984). Хотя результаты этих  [c.61]

Как объяснить появление и упорное существование неформальных ограничений Распространенная и сравнительно простая для объяснения форма ограничений — это обычаи, которые призваны решать проблемы координации поведения. Обычаи — "это правила, никогда не придуманные специально, в соблюдении которых заинтересован каждый" (Сагден, 1986, с. 54). Самая простая иллюстрация обычая— правила дорожного движения. Важная характфистика обычая состоит в том, что, учитывая издержки обмена (см. гл. 4), обе стороны весьма заинтересованы в минимизации издержек оценки. Обмен, таким образом, поддерживает тенденцию к закреплению принятых обычаев. С точки зрения общих ресурсов, затрачиваемых на трансакции в рамках всей экономики, на обычаи, решающие проблему координации, приходится вероятно большая часть трансакционных издержек по сравнению с другими неформальными ограничениями, которые рассматриваются далее в этой главе (хотя во многих случаях трансакционные издержки в действительности отражают комбинацию источников неформальных ограничений).  [c.62]