Этика философская

Профессиональная этика имеет философское и социальное применение [35 1]. Философский аспект включает вопросы морали (что правильно и что неправильно), тогда как социальный — вопросы профессионального саморегулирования и контроля. Первый связан с моральным поведением, заключающимся в чувстве долга по отношению к обществу. Второй обусловлен тем, что общество предоставляет профессии исключительное право решения определенных задач.  [c.520]


Предметом особенно пристального внимания этические проблемы деловой жизни стали в США. Обязательные курсы этики читаются не только на философских и теологических факультетах, но и в различных школах бизнеса. Крупные компании организуют курсы этики для своих сотрудников. Многие фирмы создают корпоративные этические кодексы, формулируя в письменном виде этические принципы корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам. Однако издание этического кодекса нередко служит простой уступкой общественному мнению и является как первым, так и последним шагом в решении этических проблем. Моральный уровень управляющих, как правило, ниже, чем представителей других профессий.  [c.61]

Этика (она потому и названа Аристотелем областью практической философии, что пытается ответить на вопрос, что мы должны делать) и религия уже многие века ведут поиск истинного ответа на вопрос, что мы должны делать, чтобы обеспечить благоденствие своего существования, — на тот самый вопрос, ответ на который, как выяснилось, необходимо знать и для создания САЦ. Так не стоит ли объединить усилия И вместо прежней конфронтации, не принесшей никому никакой пользы, приступить к совместному формированию картины мира применить специфические философские и религиозные методы к познанию тех аспектов реальности, по отношению к которым научные способы познания пока не принесли результатов. Теологи это уже пытались сделать создание Ватиканом Папской академии, и, естественно, ее целью было с помощью современных научных данных подтвердить существование Бога и сверхъестественных сил [42], Управленцам здесь предлагается воспользоваться опытом и методологией религии с целью идентификации и реализации благоприятных условий для восприятия информации от Высшего Начала (поступающей чаще не по каналам разума и логики, а по каналам интуиции и прозрения). Тем более, что со стороны ТУ создание условий, благоприятствующих движению в этом направлении, уже началось спонтанно функционирование таких СУ, как ИСУ, демонстрирует, что эти СУ позволяют наделить достоверность типа убежденности некоторыми чертами достоверности научной (такими, как одинаковое восприятие ее всеми индивидуумами и ее объективная обоснованность (1.2.5)).  [c.326]


Этика — это раздел философии, который занимается изучением оценки человеческого поведения, и, в частности, критериев, которые могут быть применены при вынесении суждений о том, какие человеческие поступки являются достойными и правильными. Ее также называют философской этикой. Часто в одном и том же значении употребляются слова этика и нравственность . В данной статье мы употребляем термин этика для обозначения научной дисциплины и нравственных норм. Существуют три различных подхода к этическим проблемам.  [c.343]

Этика может быть применена к нравственным проблемам, возникающим в отдельной сфере человеческой деятельности, например в профессиональной деятельности. Так, в медицинской этике общие этические принципы применяются к медицинской практике. Деловая этика также является примером прикладной этики. Она занимается систематическим изучением этической оценки деловых решений, а также практики и приемов, принятых в бизнесе. Первоначально деловая этика была нормативной (большинство ученых в этой области имели образование по специальности философская этика). В конце 1990-х гг., однако, возросло количество дескриптивных этических исследований, при этом внимание все большего числа исследователей-практиков было привлечено к самым непонятным и часто весьма важным вопросам деловой этики, в особенности к вопросу о том, как менеджеры при-  [c.343]

Содержит изложение всех без исключения философских дисциплин, в том числе культурологию, этику, эстетику, философию хозяйства, философию истории, философию политики, философскую антропологию, философию права, логику и философию науки, а также историю философии.  [c.347]

Прежде всего эта секция была призвана положить в основу своей деятельности общие концепции Кодекса профессиональной этики, существующего на Западе (например, в США). Эти общие концепции профессиональной этики по своей сути - идеальные стандарты этичного поведения аудиторов при обслуживании ими различных хозяйственных систем. Следует признать, что они, скорее, являются философскими рассуждениями, нежели твердыми правилами. Но с их помощью моделируется идеальное поведение практикующего аудитора. Среди них высокий профессиональный уровень, независимость (нейтралитет, объективность), доверие, добросовестность, личная ответственность аудитора и др.  [c.204]


Булгаков С.А. (1871—1944) — русский философ, экономист, богослов. Автор книг Капитализм и земледелие , Философия хозяйства . Его философские и экономические взгляды нашли отражение также в сборнике статей От марксизма к идеалу . В них он, в частности, писал, что политическая экономия есть этика экономической жизни . Анализ экономических проблем у него неотделим от социальных, философских и нравственных сторон общественной жизни.  [c.7]

Вторая категория философских исследований охватывает три взаимосвязанные сферы — эстетику, этику и политику. Эстетика — это теория прекрасного. Философы, занимающиеся изучением эстетики, пытаются установить, что люди считают прекрасным, присуще ли это свойство созерцаемым людьми объектам или же оно возникает в достигаемом ими особом состоянии сознания. Исследования прекрасного не следует считать несерьезным занятием, поскольку то, как мы воспринимаем прекрасное, может сказываться на наших суждениях о том, что истинно и что ложно, какой политический порядок правилен и как следует жить людям. Этика — отрасль философии, изучающая проблемы правильного и неправильного и определяющая, что морально, а что аморально, какое поведение является должным, а какое — нет. Этика исследует действия, предпринимаемые людьми, суждения людей, ценности, исповедуемые ими, и характеры, к обретению которых они стремятся.  [c.146]

Теперь несомненно, что каждая из основных отраслей философских исследований является достойным интеллектуальным занятием. Но в этой главе мы сосредоточимся исключительно на эпистемологии. Хотя кое-кто может утверждать, что социально ответственное инвестирование непосредственно связано с вопросами эстетики, этики и политики, я не хочу анализировать здесь правильность или ошибочность действий конкретных компаний. Не хочу я и рассматривать связь инвестирования с религией. Перечисленные темы, несомненно, достойны обсуждения, однако другие люди могут сделать это лучше, чем я. Впрочем, меня глубоко интересуют вопросы эпистемологии. Я хочу понять, как про-  [c.148]

Но даже если обратиться к чистому теоретику, пытающемуся непредвзято смотреть на мир экономики, становится очевидным, что ему приходится сталкиваться не с упорядоченным набором проблем, а с бесформенной массой нзаим о переплетающихся и сползающих друг на друга вопросов . В этом хаосе жизни-этико-философская позиция ученого выполняет эпистемологическую функцию упорядочения, когда ученый из массы проблем выбирает ту, которая представляется ему наиболее важной, когда он ее формулирует и уже одним  [c.752]

На протяжении многих веков этика выступает философским учением о морали. Она исследует фундаментальные принципы и концепции, определяющие поведение людей и то, как каждый человек должен жить. Каждой эпохе соответствовало определенное представление об этике. Но во все времена существовал один общий принцип, заключающийся в том, что люди должны работать на благо и во имя всего человечества. Например, Сократ использовал знания как рациональную основу правильного поведения. Аристотель рассматривал добродетель как смелость и справедливость, полагая, что они принесут благополучие как личности, так и обществу. Локк верил, что этичное поведение и моральные принципы приобретаются через восприятие и понимание и поэтому служат основой для принятия законов . Хьюм объясняет этику на основе эмпирически проверенных наблюдений и взаимоотношений — то, что уже сделано, а не то, что еле-  [c.519]

Следует отметить, что здесь, как и во всей статье, этичность отдельных маркетинговых методов рассматривается несколько упрощенно, что соответствует цели данного введения в предмет этики маркетинга. Когда мы говорим о приемах, которые критикуются за неэтичность или являются в целом неэтичными , это не означает, что мы ссылаемся на взвешенные этические суждения, выдвинутые на основе философской этики. Таким образом мы ссылаемся на общественное или профессиональное мнение и на мораль здравого смысла. Имеются достаточные основания, позволяющие предположить, что между философской этикой и моралью, основанной на здравом смысле, может существовать соответствие. Тем не менее существует значительное различие между тем, что считается неэтичным по мнению группы людей и суждением, основанным на философской этике.  [c.351]

Некоторые авторы предлагают правила принятия решений, которые учитывают основные теории философской этики. Например, Д. Фриц-ше (Fritzs he, 1985) предложил модель принятия этичных решений, и которой философские этические теории объединены в виде дерева принятия решений, как показано на рис. 3.  [c.366]

Г. Лазняк и П. Мерфи (La zniak and Murphy, 1993) еще более широко применяют философскую этику, задавая следующие вопросы при оценке этичности маркетинговых методов  [c.367]

Вентам (Bentham) Иеремия (1748— 1832), английский философ, социолог и юрист. Родоначальник этики утилита-рианизма — одного из направлений философии. Окончил Оксфордский университет. Член Академии нравственных и политических наук в Париже с 1802 г. В своих философских трактатах защищал идею свободной торговли и неограниченной конкуренции, что обеспечивало бы, по его мнению, справедливость и равенство в обществе.  [c.744]

Очевидно, что особую роль сыграла и специфика русской общественной мысли в целом, прежде всего ее своеобразный универса-ди ш. Как писал Булгаков, русская общественная мысль все теоретические учения воспринимает по преимуществу с практической стороны, в спязи с вопросами практической этики и общественных программ, превращая таким образом доктрины в общественные направления ... Русские направления до сих пор отличаются универсальным характером. Они давали вполне определенные воззрения на мир, разрешали религиозные и философские вопросы, вопросы политики ц морали, общественной и личной жизни... Словом, в них сливались IIOL-ДИНО как теоретическое, философское мировоззрение, так и по-Лм i ические и социально-экономические программы .  [c.385]

Среди теоретиков благосостояния, принадлежащих к школе полезности, существовала общая тенденция считать удовлетворение (в отдельных случаях удовольствие) единицей благосостояния. Если задачей экономики благосостояния является предоставление данных, которые дадут возможность социологам и государственным деятелям сделать окончательные заключения по поводу благосостояния, эта тенденция, возможно, ведет к гедонистической этике. Но, однако, экономика не обязательно запутывается в гедонистической психологии, так как, если избегать использования цены в качестве меры удовлетворения, то нет необходимости считать, что существует некая тесная взаимосвязь между желанием и удовлетворением. Очевидно, что уже прошло, однако, то время, когда философская умозрительность и психологическая изощренность могли оказать поддержку этике, изложенной исключительно в терминах удовольствия или какого-либо другого единственного элемента. Не говоря уже о трансценден-талистах, занимающихся поисками абсолютных ценностей, которые выводят свои утверждения не из обычных человеческих желаний и удовлетворений, а из других источников, существует множество тех, кто уделил бы большее внимание значению процесса исполнения желания как такового, чем удовольствию и другим состояниям сознания, возникающим в результате такого исполнения. Некоторые придают особое значение отсутствию неисполненных желаний, которое скорее приведет к благосостоянию, нежели большой поток удовлетворений, которые, тем не менее, оставляют того, на кого он направлен, недовольным. Экономист либо по наивности, либо из-за modus operand уделял мало внимания этим трудностям,51 ожидая, что его собственные проб-  [c.99]

Многочнсл. труды А. охватывают самые различные области знания логику, физику, зоологию, психологию, этику, политику, риторику, поэтику, экономику. Классики марксизма-ленинизма высоко ценили философию А. К. Маркс считал её вершиной древней философской мысли. В. И. Ленин отмечал, что А., колеблясь между материализмом н идеализмом, не сомневался в реальности внешнего мира, что он критиковал идеализм Платона как идеализм вообще н что в философских работах А. содержатся ...живые зачатки н з а п р о с ы диалектики... (Л е н н ц В. П., Поли, собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 326 см. также с. 255, 258, 327). Своё экономии, учение А. развивал, исходя из предпосылки, что рабство — явление естественно н всегда должно быть основой пронз-ва. Рабство он связывал с разделением труда рабы — это те люди, к-рые от природы могут выполнять только фнзпч. работу, а свободные — люди, к-рым предназначено судьбой заниматься умственным трудом. А. защищал натуральное х-во, основанное на рабском труде. Но т. к. к тому времени товарно-ден. отношения достигли заметного развития, А. говорил о необходимости справедливого обмена, под к-рым подразумевал равенство разнородных вещей. Гений Аристотеля,— писал Маркс,-- обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства (М а р к с К. п Э п г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 70). Однако А. не смог выяснить, в чём же заключается это равенство. Он ошибочно считал, что товары становятся соизмеримыми только благодаря деньгам.  [c.85]

Н.Д. Кондратьев заказывает и изучает в политизоляторе большой объем кни по философии, этике, литературе, искусству. Это порождает новые замыслы, которым не суждено было осуществиться "Тянет временами к философствованию и даже к поэзии. Хотел бы когда-нибудь написать философию общественной и личной морали, действительно основанную на опыте, и в свете опыта рассмотреть карусель всемирной истории человечества. Мне кажется, что это была бы занятная и тема, и книга... И чем дальше, тем больше становится мне ясно, как мало можно передать средствами обыденного языка и какое громадное значение имеет искусство, искусство всякого рода, особенно музыка, и в какой мере источником всякого искусства служит невыразимость многих человеческих переживаний. Одним словом, кроме упомянутой книги, хотел бы я написать также цикл философских стихотворений" (Там же. С. 521).  [c.734]

Нельзя сказать, что маркетологам удалось завершить создание эффективной структуры, соблюдать принципы этики при проведении маркетинговых исследований. Несмотря на то, что специалисты, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, в целом придерживаются ряда философских принципов, таких как золотое правило, принцип утилитаризма, категорический императив Иммануила Канта, они неопределенны и их недостаточно, чтобы обеспечить твердую базу для нравственных решений Поэтому для оказания помощи всем представителям деловых кругов том числе и исследователям в области маркетинга) и улучшения процесса принятия решений были разработаны специальные контрольные вопросы, позволяющие оценить нравственную сторону принимаемых Один из списков такого рода контрольных вопросов, приведен ниже.  [c.897]

Теория маркетинга (2002) -- [ c.345 , c.367 ]

Маркетинг (2002) -- [ c.904 , c.916 ]