Мирские повинности

Мирские повинности в Российской империи представляли собой специальные повинности в денежной или натуральной форме (помимо государственных и земских сборов), которые несли сельские и волостные крестьянские общества. Натуральные повинности отбывались путем выполнения определенных работ, денежные — носили название мирских сборов. Ряд натуральных и денежных мирских повинностей имел обязательный характер содержание органов волостного и сельского управления, покрытие расходов по прививке оспы, поддержание в исправности дорог. Кроме обязательных повинностей, регламентированных законом, также взимались и необязательные волостные сборы (устанавливаемые решениями сельских и волостных сходов), поступления от которых предназначались на постройку и содержание церквей, училищ, учителей и т.д. К концу XIX в. мирские повинности составляли более 20% всех платежей крестьян.  [c.91]


МИРСКИЕ ПОВИННОСТИ —в царской России специальные повинности в денежной или натуральной форме (помимо государственных и земских), к-рые несли сельские и волостные крестьянские об-ва. Натуральные повинности (см.) отбывались в виде выполнения определенных работ денежные — носили название мирских сборов. Ряд натуральных и денежных М. п. имел обязательный характер содержание органов волостного и сельского управления, выполнявших по существу адм.-полицейские функции (основная часть М. п.), покрытие расходов по прививке оспы, поддержание в исправности дорог и др. Обязательные повинности регламентировались законом, а необязательные — постройка и содержание церквей, училищ, содержание учителей. и др. — устанавливались решениями сельских и волостных сходов. Хотя многие М. п. были связаны с проведением мероприятий, в к-рых было заинтересовано все местное население, несли их крестьяне. М. п. гарантировались круговой порукой крестьянского схода недоимки обращались на имущество должника, к-рый мог быть послан в отход на заработки. К концу XIX в. М. п. составляли более 20% всех платежей крестьян, что еще больше усиливало тяжесть их налогового бремени.  [c.52]


МИРСКИЕ СБОРЫ— см. Мирские повинности.  [c.52]

В дореволюционной России Н. п. служили одним из средств эксплуатации широких крестьянских масс помещиками и буржуазией и были чрезвычайно разнообразны. Важнейшими из них являлись дорожная, трудовая, гужевая, по содержанию сельской стражи, по ремонту церквей и пр. (см. Земские повинности. Мирские повинности). Н. п. отнимали много рабочего времени, что приводило к высокой податной задолженности крестьян и разорению их х-в.  [c.93]

ВОЛОСТНЫЕ СБОРЫ — обязательные целевые сборы, относившиеся к мирским повинностям, взимавшиеся в России в денежной или натуральной форме помимо государственных и земских сборов (повинностей). Волостные сборы уплачивались сельскими и волостными крестьянскими обществами. Натуральные повинности отбывались крестьянским населением путем выполнения определенных работ. Поступления использовались для содержания органов волостного и сельского управления, покрытия расходов по прививке оспы, поддержания в исправности дорог.  [c.49]

ПОДЫМНЫЙ НАЛОГ — древнейшая форма поимущественного налога реальный налог. Размер налога исчислялся в зависимости от количества печей и труб в хозяйстве. Обложение по дыму известно с давних времен. Еще поляне платили хазарам от дыма по мечу . В более поздние времена в России подымные налоги собирались в казну в селах, слободах и посадах. При сборе некоторых прямых налогов счет на дым сохранялся в России до 17 в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала 20 в.  [c.362]

НАТУРАЛЬНЫЕ ПОВИННОСТИ — возлагаемая государством на население обязанность выполнять определенные работы и предоставлять личное имущество в распоряжение органов государственной власти. Широко применялись в рабовладельческом и феодальном государствах население привлекалось к содержанию двора, армии, к участию в строительстве дорог личным трудом и транспортными средствами. С развитием товарно-денежных отношений натуральные повинности заменяются денежными налогами. В современных условиях сохраняются в некоторых развивающихся странах. Наиболее распространены были дорожная повинность, трудовая, гужевая, по содержанию сельской стражи, по ремонту церквей (земские повинности, мирские повинности).  [c.473]


В Древней Руси и Российской Империи наиболее распространены были дорожная повинность, трудовая, гужевая, по содержанию сельской стражи, по ремонту церквей, рекрутская повинность, таможенная повинность. Подразделялись на общегосударственные повинности, губернские повинности, земские повинности, мирские повинности. В Советской России — в период гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918—1922 гг. — население привлекалось к поставке дров (дровяная повинность), к заготовке, погрузке и выгрузке всех видов топлива (трудовая повинность), к перевозке топливных, продовольственных и военных грузов. Применение натуральных повинностей в СССР было строго ограничено. Привлечение населения к трудовой и автогужевой повинности закон предусматривал только при чрезвычайных обстоятельствах, например при борьбе со стихийными бедствиями.  [c.576]

Региональное и местное налогообложение в Российской империи определялось системой земских повинностей. Под земскими повинностями, в отличие от общинных (городских и мирских), в российском законодательстве понимались натуральные и денежные повинности (обязанности), которые возлагались на население целых губерний или областей, а также уездов и имели целью удовлетворение преимущественно местных потребностей этих административно-территориальных единиц. Важно отметить, что в число земских повинностей всегда входили и такие, которыми удовлетворялись не только местные потребности, но и общегосударственные.  [c.75]

Параллельно с системой налогов, пошлин и сборов в России действовала система повинностей. По уровню местного самоуправления повинности подразделялись на земские и мирские. Земские повинности представляли собой вид местного обложения в дореволюционной России имели как денежную, так и натуральную форму. Законодательно система земских повинностей была оформлена в 1851—1864 г. Земские повинности взимались по раскладке вне зависимости от зажиточности хозяйства и поступали в распоряжение земств — органов так называемого местного (губернского и уездного) самоуправления России. В отличие от земских сборов земские повинности носили целевой характер каждая из них служила источником покрытия определенного расхода. Денежные земские повинности использовались на содержание местного административно-полицейского аппарата, школ, больниц, пожарной охраны и т.п. Натуральные земские повинности применялись при ремонте дорог, мостов и т.д. Устанавливались земские повинности либо государством (ремонтные работы, почтовая и пр.), либо самими земствами (на содержание школ, больниц и т.п.). Кроме земских повинностей, распределявшихся на все податное население, существовали и такие, которые падали только на крестьян (например, несение расходов по содержанию воинского и крестьянского управлений).  [c.90]

При церквях были земли и разные угодья, доходами от которых пользовалось духовенство. Священники были тесно связаны со своими прихожанами, которые часто даже защищали священников от епископской власти, так что бывали случаи, когда и прихожане, несмотря на архиерейское отрешение от места, оставляли их у себя силой. Белое духовенство пользовалось большим уважением как у всего русского общества, так и у всех прихожан. По законам русского общества духовные лица во всех делах были освобождены от всяких гражданских повинностей или служб и податей. Но дети духовенства, не посвященные ни в какой духовный сан, не освобождались от военной службы. В свою очередь, духовенство, и особенно священники, были представителями своих приходов и посредниками в общественных делах людей, приписанных к их приходам. При раскладке податей и размежевании земли приходских людей осуществлялось с одобрения священника, и его мнение о прихожанине спрашивалось на суде. Во всех общественных бумагах, составлявшихся от целого прихода, имя священника обязательно ставилось одним из первых. Духовенство иногда принимало деятельное участие в делах чисто мирских и общественных.  [c.262]

Уставная грамота являлась главным документом, заключенным между помещиками и крестьянами и определившим их новые отношения. Уставная грамота включала подробные сведения о земельных угодьях и повинностях крестьян по последней ревизии, о величине наделов, их расположении после прекращения крепостных отношений, о пользовании крестьянами пастбищами, выгонами, водопоями, сенокосами, лесами, принадлежавшими ранее помещикам. Уставная грамота определяла условия выкупа земли и порядок выполнения крестьянами повинностей (барщины или оброка) до полного завершения выкупной операции (временнообязанные отношения). Уставные грамоты обсуждались на мирском сходе и подписывались уполномоченными крестьянской общины и помещика при участии мирового посредника.  [c.37]

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань теряла значение контрибуции и превращалась в подать, уплачиваемую населением государству. Средства казны расходовались на содержание великокняжеского двора, органов управления, дружины, ведение войн. В Киевской Руси единицей обложения данью служили дым , определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение по дыму известно с давних времен. Еще поляне платили хазарам от дыма по мечу . При сборе некоторых прямых налогов счет на дым сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в.  [c.17]

В XVI—XVII вв. сохранялся высокий уровень обложения тяглого населения натуральными повинностями. Наиболее распространены были дорожная повинность, трудовая, гужевая, по содержанию сельской стражи, по ремонту церквей (земские повинности, мирские повинности).  [c.34]

РУГА — средства, отпускавшиеся гос-вом на годичное содержание церковного причта в феодальной Руси XVI — первой половины XIX веков. Р. получали гл. обр. монастыри и городские церкви, не имевшие земли или др. источников дохода. Церкви, получавшие Р., назывались ружными . Р. выдавалась из великокняжеской или царской казны хлебом, солью, деньгами, воском, припасами и пр. Денежная Р. первоначально была незначительна (до 13—19 руб.). В нек-рых сельских и городских приходах прихожане сами собирали Р. хлебом, припасами или деньгами, заключая с причтами особые договоры — порядные записи, или контракты. Во второй половине XIX — начале XX вв. сбор Р. с прихожан не предусматривался законодательством, считался необязательным , но производился сельским духовенством за отправляемые требы по средневековой традиции. В 1894 г. денежные затраты крестьян на содержание причта и др. религиозные потребности по 50 губерниям Европейской России составляли 5,6 млн. руб. (свыше 9% всех мирских повинностей). Сбор Р. ложился дополнительным бременем на широкие крестьянские массы царской России.  [c.307]

МИРСКИЕ ПОВИННОСТИ, специфический вид местного налогообложения в царской России (см. 06-щина).  [c.515]

Смотреть страницы где упоминается термин Мирские повинности

: [c.420]    [c.677]    [c.303]   
История налогов в России (2001) -- [ c.34 , c.91 ]

Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) -- [ c.52 ]