Экономическая наука и религия

Комментарий 1. Мы исходим из того, что понятие потребности является исходным не только для экономических, но и для всех общественных наук. Одним из оснований для такой позиции может служить следующее утверждение "Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворением потребностей". Этими словами начинается статья Эйнштейна "Наука и религия", опубликованная в 1930 г. [Эйнштейн. С. 28]. Очень близким к понятию потребности является понятие желания, которое Б. Спиноза определил так "Желание есть самая сущность человека" [Спиноза. Т. 1. С. 380]. На основе этого понятия в "Этике" определены остальные 47 аффектов (удовольствие, любовь, отвращение, преданность, надежда, страх, тоска, честолюбие, чревоугодие, скупость и др.) [Там же. С. 381-—390].  [c.10]


Самой большой задачей нашего времени является выработка ряда фундаментальных ценностей, которые могут быть предложены мировому обществу, находящемуся в большей части в переходном состоянии. Традиционно фундаментальные ценности исходили от внешнего авторитетного источника, такого, как религия или наука. Но в настоящий момент истории нет ни одного источника, авторитет которого не был бы поставлен под сомнение. Единственный возможный источник находится внутри самого человека. Прочным основанием для создания наших принципов может стать признание собственных ошибок. Ошибочность суждений и взглядов — универсальное человеческое состояние поэтому мы можем говорить об ошибочности применительно и к мировому обществу. Ошибочность порождает рефлексивность, а рефлексивность может создать условия нестабильного неравновесия, или, проще говоря, вызвать политический и экономический кризис. И в наших общих интересах — избежать таких состояний. Это то общее основание, на котором можно строить мировое сообщество. Одновременно это означает признание открытого общества в качестве желаемой нормы общественной организации.  [c.62]


Социальные факторы влияют на экономику, прежде всего, через социальную организацию общества и человеческий капитал. Уровень социальной организации определяется через функционирование системы социальных институтов (государственно-правовых, культурно-исторических традиций, моральных норм, религии, искусства, науки и др.), характер социальной мобильности, мотиваций и интересов. Определенным типам социальной организации соответствует адекватная экономическая модель. Нельзя не согласиться с утверждением, что способность нации к реформированию опирается на основные представления людей, заложенные в сознании культурой, религией и т.д. Формирование человеческого капитала, характеризующегося уровнем интеллектуального и духовного развития, относится также к основным социальным факторам.  [c.514]

Конечно, мы не призываем к тому, чтобы решительно во всем и всегда видеть только проявление экономических законов. Но, освоив особый и, как иногда говорят, птичий язык экономистов, вы уже не освободитесь от его очарования. Тот, кто воспринял экономический образ мысли, будет чувствовать себя посвященным в своего рода братство, особую касту людей, знающих об этом мире то, что неведомо человеку, не изучавшему экономическую науку. Но погружение в эту удивительную область гуманитарного знания, похожее на приобщение к некоему откровению, ни в коем случае нельзя сравнивать с религией. Ибо, если в последнем случае требуется безоглядная вера, то в экономической науке обязательна проверка теории на ее истинность или ложность.  [c.794]

Религия денег гораздо более тоталитарна, чем она представляется в экономических сказках Запада. Просто мы находимся внутри этой религии и поэтому не осознаём, что, во-первых, это религия, а не наука, а во-вторых, что она требует абсолютного поклонения.  [c.102]


В XX в. экономика заняла центральное место в системе социальных наук (подобно физике среди наук о природе). Экономический подход стал доминирующим при анализе общественных явлений. Наиболее явно этот подход выражен в идеологии "экономического империализма", которая характерна для работ нобелевского лауреата Г. Беккера, использующего "экономический образ мышления" при анализе таких проблем, как вступление в брак, семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения религий и т. д.  [c.313]

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, организации, занимающиеся разнообразной деятельностью в сфере науки, культуры, социального развития, управления, образования, религии, здравоохранения, спорта и т. п., не ставящие своей главной целью получение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (т. е. расходующие прибыль на расширение и развитие организации). Некоммерческие организации могут осуществлять и предпринимательскую деятельность, если это необходимо для реализации их основных, зафиксированных в уставе или учредительном договоре целей. В РФ, согласно действующему Гражданскому кодексу и Закону о некоммерческих организациях, последние могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных и религиозных объединений, фондов, учреждений, ассоциаций (союзов), а также некоммерческих партнёрств и автономных некоммерческих организаций. Этот перечень, в отличие от организационно-правовых форм коммерческих, организаций, не является исчерпывающим, и число таких форм некоммерческих организаций может увеличиваться по мере развития экономики и законодательства в экономической сфере. Потребительские кооперативы осуществляют деятельность в области удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов общественные и религиозные объединения - в сфере социальных и духовных потребностей фонды образуются за счёт имущественных взносов и в отличие от большинства других некоммерческих организаций не имеют индивидуального членства и создаются  [c.187]

Американский социолог П. Сорокин считает, что сближение двух систем идет по всем основным линиям в области естествознания и техники, общественных наук, права, образования, искусства, религии, брака и семьи, экономической системы, социальных отношений, политической системы. По мнению П. Сорокина, в итоге этой взаимной конвергенции США и СССР возникает некое промежуточное общество, отличное и от коммунизма, и от капитализма.  [c.400]

В условиях развития рыночных отношений необходимым условием социальной, политической и экономической жизни общества становится реклама. Она проникает сегодня в информационное поле, формируемое различными формами общественного сознания (наука, религия, искусство и т. д.), средствами массовой информации, сферами коммуникации, включая и те, которые осуществляются в системе связей с общественностью. Специалисты по связям с общественностью, реализующие свои цели с помощью рекламы, должны четко знать место рекламы в общей информационной технологии, а также в системе рекламных потоков.  [c.333]

Специфику экономических форм или форм материальной деятельности и их носителей-субъектов лучше всего можно выявлять, находясь в методологическом поле формационного подхода. Но сама проблема формационного подхода есть по существу проблема мировоззренческая, то есть она ставится и решается определенным субъектом (субъектом науки) и в исторически определенную эпоху. Так получилось, что это произошло именно в буржуазную эпоху, когда сформировалась глубинная, "почвенная" основа этого мировоззрения - рациональное, научное видение мира. Основой миропонимания выступает здесь уже ни мифология и религия, как в предшествующие эпохи, а наука. Здесь когнитивный (познавательный) план деятельности человека вышел на первое после материального плана, место. Произошло то, что нашло отражение в работах Декарта, Канта, Гегеля, первых классиков политэкономии и Маркса как "расколдовывание" мира.  [c.22]

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в средние века, и процесс этот шёл очень медленно. Причины этого легко понять. Во-первых, хозяйство средневековой эпохи по преимуществу было натуральным крестьяне и ремесленники кормили себя и своих господ-рыцарей, а те, в свою очередь, обеспечивали их безопасность. Жизнь такого хозяйства подчинялась упомянутому выше принципу выполняй приказы, а в остальном руководствуйся обьиаем , причём приказы обычно также не шли вразрез с обычаями. Во-вторых, духовная жизнь этой эпохи в решающей степени определялась христианской религией. Средневековые учёные стремились не столько изучать окружающий мир как он есть, сколько понять, каким он должен быть в соответствии с Божественным замыслом и Священным Писанием. Это сильно ограничивало возможности анализа во всех науках.  [c.109]

Цивилизационный подход в современной системе социальных наук еще не устоялся, хотя заявил о себе достаточно убедительно. Отдельные социологи и историки в основу цивилизационного подхода кладут не экономические, а духовные ценности. Так, английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) основной единицей исторического процесса считал локальную цивилизацию - общность людей, объединенных духовными традициями и проживающих на данной территории. Исторически он выделяет первичные, вторичные и третичные цивилизации. Всего в истории человечества он насчитывает свыше двух десятков цивилизаций, из которых к середине XX в. сохранилось семь западная христианская, православная христианская, исламская, индуистская, дальневосточная, буддистская и христианско-иудаистская. При этом каждая цивилизация может пройти четыре этапа генезис, рост, упадок, дезинтеграция. Основной критерий этого подхода -прогресс в сфере духовности, понимаемый как становление и развитие религий.  [c.44]

Увеличивая в производстве материальные и нематериальные блага в качестве своего богатства, люди все более и более полно познают формы и законы развития природы, вооружаясь таким образом опытом, навыками и новыми способами ее преобразования в более полезные виды продукции и услуги. Преобразуя своим трудом природу, производители постоянно расширяют и обогащают о ней свои знания, тем самым совершенствуя присущие им способности к труду они производят этим и себя в качестве все более и более развитой, духовно обогащенной рабочей силы, куда не в последнюю очередь, кстати, включаются и их религиозные верования с присущими им особыми обычаями, моралью и нравственностью. Творение души человека в отмеченных ее свойствах осуществляется, стало быть, его общественно-трудовой духовной деятельностью. Церковь и ее храмовые слуги придают лишь святость, или, что одно и то же, божественность, тем нравственно-этическим, моральным и другим духовным установкам, которые вырабатываются в общественной и трудовой деятельности людей. С позиции материалистической науки не бог создает природу человека вместе с ее душой, фиксируемую Фукуямой в качестве некоего загадочного, мистифицированного Фактора X , а все как раз наоборот люди своей общественно-трудовой деятельностью, духовной работой творят богов и поклоняются им в своих молитвах, обогащая в такой мистифицированной форме свои души, в том числе и их особыми морально-нравственными взглядами на труд, что является одним из важных содержательных моментов формирования рабочей силы, создающей экономические блага. В такой связи заслуживают серьезного научного внимания исследования религиозных верований многими обществоведами (например, Вебером и др.) и раскрытия ими воздействия религий на становление и развитие капиталистических и иных форм производства в разных странах.  [c.23]

Глобализм в понимании его в качестве объективного социально-экономического явления можно определить как планетарно (глобально) ориентированную экспансию отдельных индивидов, коллективов, государств и межгосударственных объединений в сферах торговли, коммуникаций, информатики, промышленности, науки, техники, культуры, религии и т.д. с конвергенционным эффектом.  [c.16]

Микроэкономика глобальный подход (1996) -- [ c.0 ]