ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Варианты смыслов труда как регуляторы профессиональных выборов
из "Профориентация "
Однако не все в труде зависит только от самого работника. Бывают и такие внешние обстоятельства, которые буквально вынуждают человека работать по данной профессии и в данной организации, например в случае необходимости интенсивно работать для того, чтобы кормить (или лечить) своих близких людей в условиях нищеты или массовой безработицы. Есть в конце концов и подневольный труд. В современных условиях немало ситуаций, когда человек нередко выполняет работу, которую ненавидит. Это позволило Э. Фромму даже ввести специальное понятие — отчужденный характер , т.е. отчуждение человека от его деятельности (см. Фромм Э., 1992). [c.72]Помимо традиционного выделения внешних и внутренних факторов и смыслов труда перспективным представляется выделение объективных и субъективных смыслов. Объективный смысл — это то, что не зависит от конкретного субъекта труда. Сам человек может либо принять (и понять) данный объективный смысл и тогда этот смысл становится реальным регулятором его деятельности, либо отвергнуть данный смысл, что, однако, не всегда позволяет отказаться от практического выполнения данной деятельности (например, когда конкретная работа единственно дает средства к существованию данного человека и его близких). К объективному смыслу можно отнести также общепринятые (закрепленные на уровне общественного сознания) представления о необходимости данного труда. [c.72]
Субъективный смысл связан с субъектом труда, с его видением, пониманием, чувствами по поводу необходимости данного труда как лично для него, так и для окружающих людей и всего общества. В итоге объективный смысл больше претендует на некую истинность , а субъективный смысл — на особое представление об истине, т.е. в определенной степени претендует на искаженную (или преломленную через собственное сознание) истину. И как обычно, представления о смысле нередко связаны с тем, как воспринимают его большинство людей данной культурно-исторической системы. [c.72]
Важнейшая характеристика смысла — его неустойчивость, подверженность изменениям и зависимость от самой деятельности субъекта. И признавая реальность объективного смысла, все-таки следует отметить и его изменение в зависимости от жизнедеятельности большинства людей конкретной культурной общности. [c.72]
Конечно, все указанные выше уровни тесно взаимно переплетены. Например, благополучие определенных социально-экономических образований во многом зависит и от взаимодействия с природой, и от взаимодействия с другими общественными формациями и социальными институтами. [c.74]
При этом каждая культурно-историческая система задает определенные правила выявления преимуществ, более того, при взаимодействии различных культурно-исторических систем вырабатываются и определенные правила выяснения отношений . [c.74]
Традиционно выделяются следующие основные компоненты и соответственно уровни организационной культуры (см. Моргунов Е.Б., 1996, с. 70 — 78) 1) мировоззрение (отношение к другим сотрудникам, клиентам и конкурентам) 2) культурные ценности (типа качество продукции или лидерство , а также организационная мифология ) 3) характеристики поведения (ритуалы, церемонии, стереотипы поведения) 4) нормы взаимоотношений между работодателем, руководством и работниками (типа заработал — получил , своеобразные правила игры в организации) 5) психологический климат. [c.74]
Высшим уровнем является уровень мировоззрения, за ним следует уровень культурных ценностей. При этом мировоззренческий уровень предполагает учет этнических и религиозных представлений работников. В частности, в настоящее время на Западе прочно вошло в обращение и активно исследуется понятие протестантской деловой этики, в соответствии с которой человек обязан много трудиться и быть скромным в быту, лично принимать ответственность за свои успехи и неудачи (там же, с. 72). [c.74]
Уровень культурных ценностей включает в себя символы (высказывания, произведения искусства, реальные объекты или живые персонажи, нагруженные определенным смыслом) и организационную мифологию, в которой реализуется принцип Народ должен знать своих героев (а мы бы добавили ...и подражать им , а в идеале — и соревноваться с ними... ). [c.74]
Субъективные смыслы во многом зависят от конкретных людей, от их способности соотносить свою жизнедеятельность с более глобальными системами (социально-экономическими, культурно-историческими, экологическими и т. п.). В немалой степени эти субъективные факторы порождаются определенными мотивами и факторами труда, о которых уже подробно говорилось в предыдущей главе (см. главу 2). А смыслами эти мотивы и факторы становятся тогда, когда начинают занимать доминирующее регулятивное значение в жизни конкретных людей. Например, глобальная ориентация человека на зарабатывание денег становится не просто мотивом, но и смыслом его трудовой деятельности. [c.75]
Кстати, именно в этом видят подлинный смысл жизни и счастья многие выдающиеся мыслители прошлого и настоящего Нет ничего постыднее, как быть бесполезным для общества и для самого себя, и обладать умом для того, чтобы ничего не делать (Б. Паскаль) Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего я (Г.Гегель) Изо всех даров остается только доброе имя, и несчастлив тот, кто не оставит даже этого (М.Са-ади) Для себя жить — тлеть, для семьи — гореть, а для народа — светить (русская поговорка). [c.76]
Возможны следующие варианты включенности человека в эти глобальные культурно-исторические и социально-экономические процессы. [c.76]
Выделяя объективные и субъективные смыслы жизнедеятельности, мы ни в коей мере не противопоставляем их, а, наоборот, указываем на их взаимосвязь. Лучше всего такая взаимосвязь может быть показана на некоторых иллюстрирующих примерах. Если человек осознанно и профессионально занимается ядерной физикой и достигает в своем деле заметных успехов (например, создает оружие массового поражения), то он в определенной степени существенно влияет на окружающий мир не только в плане воздействия на политику и экономику, но и в плане воздействия на мир физических объектов, воздействия на экологические системы и т.п. Данный пример показывает, что этот ученый-ядерщик реализует себя как на уровне субъективном (в осознанной трудовой деятельности), так и на уровне объективном (в плане сопричастности глобальным процессам). [c.77]
Парадокс состоит в том, что каждый человек, нем бы он ни занимался, играет определенную роль в глобальных и даже мировых процессах. [c.77]
В человеческом обществе на каждых конкретных этапах его развития должны сосуществовать различные людские типы, представители различных видов труда и профессий. Прекрасно сказал по этому поводу Б. Шоу Природа никогда не ошибается если она порождает дурака, значит, она этого хочет (цит. по В поисках смысла, 1998, с. 33). Конечно, это не означает, что ко всем людям следует относиться одинаково хорошо, например, к откровенному преступнику (хищнику среди людей) мы всегда будем относиться с осуждением (согласно существующим в обществе правилам отношения к подобным существам), но одновременно и с пониманием его неизбежности на данном этапе развития общества. [c.77]
Для того чтобы лучше проиллюстрировать миссию подлинной элиты, приведем пример из книги О. С. Муравьевой Как воспитывали русского дворянина В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологов был исключительно грязный общественный туалет. В составе одной из экспедиций на базу должен был приехать потомок княжеского рода. Мы-то, ладно, потерпим, — шутили геологи, — но что будет делать Его светлость Его светлость, приехав, сделал то, что многих обескуражило спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную... Это и был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи (цит. по Вульфов Б.З., Иванов В.Д., 1997, с. 271). [c.78]
Уточним, что подлинная элита (лучшие люди рода человеческого) — это не только представители власти, знаменитости и богачи. Это — люди, воодушевленные благородной идеей (смыслом), готовые ради такой идеи пожертвовать своим личным благополучием. По сути, отказ от личного блага ради общественного (общечеловеческого) и становится главным критерием определения подлинной элиты. И сколько бы нас ни убеждали в том, что счастье должно быть эгоистичным, во всех культурах в самые разные эпохи ценились люди идеи , но не люди желудка . [c.78]
К этому можно добавить, что каждый член общества (в отличие от живых клеточек) должен понимать, за что именно он отказывается от независимости, и в этом заключается его сознательный выбор. В итоге получается, что каждая полноценная личность должна чувствовать основные проблемы, волнующие окружающих людей и определяющие жизнь данного общества. В этом смысле только полноценная (общественно-ориентированная) личность и может считаться частью полноценной элиты. Такой личностью вполне может быть и скромный труженик, и даже подросток, если он способен понимать сложности окружающего мира и переживать по этому поводу. Заметим, что за пониманием и переживанием следует действие, т.е. стремление изменить, улучшить мир. Смысл элиты (как лучшей части человечества) состоит не в том, чтобы быть лучше всех, а в том, чтобы окружающий мир делать лучше. При этом чем более развит человек как культурное существо, тем в большей степени он воспринимает окружающий мир не чужим для себя, тем больше он способен сливаться с миром, чувствовать себя неотъемлемой его частью. [c.79]
Вернуться к основной статье