ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Проблема построения семейной карьеры
из "Профориентация "
Традиционно успешная карьера связана с главным делом жизни — с трудом. Но нередко при этом добавляют, что успешная карьера — это и успех всей жизни, и сам образ жизни человека, включая его взаимоотношения с окружающими, и в первую очередь с родными и близкими людьми. Многие усердно трудятся, чтобы построить привлекательный образ жизни, чтобы построить семью и получить признание своих родственников, которые раньше считали, что данный человек ничего не добьется в жизни... Можно посмотреть на проблему успешной карьеры и так, что работа — это лишь один из аспектов самоутверждения в семье. Все это позволяет обозначить проблему семейной карьеры как стремление к признанию в среде родных и близких. [c.92]Проблема семейной карьеры может иметь множество граней и аспектов рассмотрения. Например, поиск успешного супруга или супруги (известный брак по расчету), способствование успеху своего супруга в тех профессиях, где роль жены весьма существенная (у дипломатов, политических деятелей и др.). В этих и других вариантах мужья и жены вместе стремятся к общему успеху. Все это интересные темы для отдельного анализа. Нас же больше интересуют взаимоотношения между супругами, когда они фактически соревнуются за первенство в семье, за утверждение своего превосходства над супругом. Тем более что само понятие карьера предполагает соревнование, конкуренцию (см. подробнее в 2.1). [c.93]
Правда, другими авторами экспериментально выявлено (согласно исследованию М.А.Абалкиной), что как раз людям с более высоким уровнем личностного развития свойственна склонность к идеализации партнера . Причем мужчины более склонны к идеализации женщин, чем женщины — мужчин, что объясняется необходимостью мужчины занимать более активную позицию и преодолевать больше трудностей в любовных отношениях (см. там же, 1987, с. 118). [c.93]
Когда в мире животных самец демонстрирует себя самке или другим самцам-претендентам, он неизбежно должен показывать, что он крупнее других, сильнее, смелее, ярче... Неудивительно, что другой самец воспринимает демонстрацию как некую угрозу для себя (Дольник В. Р., 1994, с. 95 — 97). По сути, уже в этих поединках между самцами во многом закладывается основа и для других видов соперничества (с целью демонстрации либо своих претензий на более высокий статус, либо уже имеющийся статус и соответствующие привилегии, в частности и привилегии на большее предпочтение со стороны противоположного пола). [c.94]
Как известно, человеческая любовь хоть и основана на генетически запрограммированном половом влечении, но в немалой степени окультурена целой системой воспитания и обучения. При этом ряд авторов отмечают важную роль ритуальных ситуаций в таком обучении, главная особенность которых заключается в их относительной психологической безопасности , что и дает партнерам возможность для своего рода тренировки (там же, с. 123). При этом сами такие ритуалы основаны на лучших образцах поведения и нередко ориентированы в идеале на правила этикета представителей элиты. Раньше такие образцы задавались сначала через мифы, легенды и предания, позже — через сказки, романы и театр, в современных условиях — через средства массовой информации, в основном через кино и телевидение. [c.95]
В обществе проблема идентификации ...состоит в выборе модели, — отмечает С.Московичи. —. ..В самом деле, выбор может идти между множеством лиц, множеством объектов. Более того, каждый человек принадлежит ко множеству групп и в разной степени связан с каждой (там же, с. 319). Если человек явно запутался в своих симпатиях или же окружающие люди кажутся ему недостойными его любви, то свое неудовлетворенное чувство он начинает направлять на других людей, а нередко и на иные объекты (вещи, хобби, работу, спортивные команды, политические партии). То, что больше находится в поле его внимания и что обладает хоть какой-то привлекательностью, и может стать для него своеобразным замещающим объектом . Тем более что такие объекты и не предполагают реального (физического) обладания, т. е. вполне доступны в плане воображения, симпатий, иллюзий. [c.96]
Трагедия такого человека состоит в том, что, с одной стороны, он неплохо зарабатывает, т.е. вроде бы его деятельность признана в данном обществе (в том числе признана и красавицами ), но, с другой стороны, тот смысл труда, который он для себя нашел и который культивируется в обществе (через СМИ, массовую культуру), этого человека уже не устраивает. Но нового смысла он обрести пока не может ( Ведь мне же это нравится ). Он лишь интуитивно догадывается, чувствует фальшь своей жизни, но пока не в состоянии отказаться от тех наград , которые ему положены за его нынешние труды (например, он успешно занимается бизнесом). [c.97]
Феномен любовной ревности также может быть объяснен ущемленным чувством собственной значимости (ущемленной элитарности). С. Московичи вообще считает, что основным аспектом в отношениях между человеческими существами является выбор такого объекта обладания и преклонения, который отвечает образцу, соответствует моде этого момента , а главное — предпочитаем нашими друзьями и имеет определенное социальное значение . Таким образом, если выбираемый партнер (по образцу и моде ) предпочитает нам кого-то другого, то получается, что в целом мы хуже этого другого , а значит, и сами имеем меньшее социальное значение . С. Московичи пишет, что люди часто ревнуют не потому, что любят, а как раз наоборот, любят потому, что ревнуют (Московичи С., 1996, с. 315 — 316). [c.97]
Интересная может быть ситуация, если и обожаемые массой представители элиты ( звезды , вожди , штатные интеллигенты и т.п.) спросят себя в какой мере именно их (живых, конкретных людей) любит толпа Или она направляет свою любовь на некие абстрактные образы , которые они своими персонами олицетворяют и которые искусно создаются мастерами рекламы и шоу-бизнеса Возможно, что после откровенного ответа на этот вопрос кто-то из таких звезд , вождей и штатных интеллигентов несколько переоценит свою собственную значимость в искусстве, науке и политике, а может, переоценит и свою элитарность . [c.98]
В итоге получается, что люди массы очень часто выбирают себе партнера, основываясь на принципе я полюблю того, кто в наибольшей степени похож на элиту, и тогда я как бы сам приближусь к элите как в глазах окружающих, так и в собственных глазах. А в отношении обожаемых массами кумиров можно сказать, что они сами стали рабами рекламируемых с их помощью образов . Главное несчастье тех и других состоит в том, что они недостаточно искренни, а потому как субъекты любви они почти не существуют они просто игроки, выполняющие уже давно расписанные и сыгранные кем-то роли (кстати, и после них уже другие игроки будут выполнять те же роли). [c.98]
Вернуться к основной статье