ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Генезис налогообложения и налоговых теорий
из "Налоги и налогообложение "
Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными явлениями стали злоупотребления, коррупция. [c.6]Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Гай Юлий Цезарь (100—44 до н.э.). Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее возлагались на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно и тем самым пресечь поступление значительных сумм в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов. [c.6]
Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев. [c.7]
Облагалась налогом и другая собственность недвижимость, живой инвентарь, ценности. [c.7]
Каждый житель провинции должен был платить единую подушную подать. [c.7]
император Август ввел налог с наследства — 5%. Этим налогом облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат. Ближайшие родственники солдат были от данного налога освобождены. [c.7]
Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налоги с граждан. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска. [c.7]
Уже в Римской империи налоги не только выполняли фискальную функцию, но и играли роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции для продажи. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации. [c.7]
Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. [c.8]
Косвенное налогообложение существовало на Руси в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина мыт взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина перевоз — за перевоз через реку, гостиная пошлина — за право иметь склады, торговая — за право устраивать рынки. Пошлины вес и мера устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина вира взималась за убийство, продажа — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен (гривной назывался слиток серебра различной формы, служивший самым крупным меновым знаком на Руси до XIV в.). [c.8]
Эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978—1054). [c.8]
На определенном этапе эволюции общества встал вопрос о сущности и природе налогов. Выдающийся церковный философ Фома Аквинский (1225/1226—1274) определил налоги как дозволенную форму грабежа . Он полагал наиболее богоугодной формой финансирование государственных расходов за счет богатства знатных людей. Однако при всей категоричности суждений Фома Аквинский понимал, что совсем без налогов обойтись нельзя Временами случается, что князья не располагают в достаточном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие 1. Критерий установления налогов по Ф. Аквинскому — это здравый смысл правителя, направленный на всеобщее благо. [c.8]
Через 300 с лишним лет английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) в книге Опыты или наставления нравственные и политические пишет Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа 1. [c.9]
Развитие государства и расширение его функций сопровождается эволюцией научных взглядов на налоги, как социально-экономическую категорию. В рамках экономической науки появляется общая теория налогов. [c.9]
Значительный вклад в теорию налогов внес замечательный английский экономист Уильям Петти (1623—1687), известный как автор теории трудовой стоимости. В своем Трактате о налогах и сборах он разрабатывал теорию косвенных налогов, отдавая им предпочтение перед прямыми налогами. [c.9]
Вернуться к основной статье