ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Формирование экономической культуры юного поколения
из "Неформальный сектор экономическое поведение детей и взрослых "
Российское общество 90-х гг. характеризуется высокой скоростью и глубиной изменений практически всех социальных сфер. Ценностный слом затронул внутреннюю природу общества, привел к глубокой перестройке базовых предпочтений, типов сознания. [c.17]В ходе социальной трансформации могут изменяться как социальные институты и группы, так и отдельные индивиды. Социальные трансформации последнего десятилетия носят комплексный характер - наблюдаются изменения в организации общества, его социальных институтов, образе мышления и поведении значительных групп населения. [c.17]
В общественном сознании происходит пересмотр существовавших ранее устойчивых социальных норм и представлений, исчезновение одних социальных практик и институционализация других. Меняется экономический менталитет взрослого населения. В новых социально-экономических условиях формируется новый, условно говоря, рыночный менталитет подрастающего поколения. [c.17]
Колоссальная трансформация возможностей и жизненных перспектив (потеря одних и появление других) затронула практически все слои общества. Кардинальные по сути и резкие по форме изменения оказались не просто значимыми, но и болезненными для большей части населения. Однако многое можно пережить, был бы свет в конце туннеля . Важно понять, есть ли он в принципе и что служит гарантом благополучия и стабильности. [c.17]
Необходимой предпосылкой сохранения целостности общества в условиях общественных изменений является принятие людьми новых социальных ориентации, использование их в повседневной практике. Наиболее фундаментальным и потому стратегическим объектом преобразований служат социокультурные характеристики общества структура доминирующих ценностей, потребностей, целевых ориентации, мотиваций, норм и способов повседневной деятельности. В конечном счете, - отмечает Т. И. Заславская, - именно характер реактивно-адаптационного поведения миллионов рядовых россиян приводит к реальному изменению массовых социальных практик, составляющих главную цель реформ 18. [c.18]
Для сохранения и функционирования общества ему в той или иной мере должны быть присущи элементы прошлого опыта. Функцию социальной памяти обычно выполняет культура, которая представляет настоящее как результат прошлого. Но память означает забывание и выборочное запоминание, что, в свою очередь, предполагает конструирование тождеств для повторного зачатия повторяющихся событий 19. [c.18]
Российскую историю трудно определить как преемственную, ее можно сравнить с ломаной, пунктирной линией. Наиболее резкий излом (разрыв сознания, ценностных ориентации, массовых экономических практик), уничтоживший традиционные институты и жизненные уклады, произошел в начале XX в. Революция провела отчетливую грань, разделила историю на до и после . Ни один народ не выходит из революционной катастрофы таким, каким он вошел в нее. Зачеркивается целая историческая эпоха с ее опытом, традицией, культурой. Переворачивается новая страница жизни... Прибавьте к этому и третье, неслыханное и небывалое в истории осложнение тоталитарное государство, которое решает создать новый тип человека, опираясь на чудовищную монополию воспитания и пропаганды и на подавление всех инородных влияний... Вековая привычка к повиновению, слабое развитие личного сознания, потребности в свободе и легкость жизни в коллективе, в службе и в тягле - вот что роднит советского человека со старой Москвой 20. [c.18]
Усвоив ценности и нормы, люди выбирают те из них, которые в наибольшей степени позволяют им вписаться в систему социально-экономических отношений, сохранить стабильность, добиться своих целей, реализовать свои намерения и планы, при этом не вступая в конфронтацию с теми, от кого зависит их благополучие. Через социальные ценности, нормы, потребности и т. д. культура выбраковывает отжившее, сохраняет и передает новым поколениям необходимое, формирует новое - новые потребности, новые ценности и нормы, новую мотивацию поведения. В ходе этих процессов осуществляются социальная адаптация и социализация, формируются определенные типы человеческих личностей... 24. [c.20]
Экономическая культура человека является частью его общей культуры, его сознания и поведения, связанного с экономическими интересами, потребностями, ценностными ориентациями, предпочтениями, мотивами деятельности в экономической сфере. Она включает также экономические знания, определенный уровень правовой культуры. Конкретным проявлением экономического сознания является реальное экономическое поведение как система мотивированных действий в ситуации выбора. [c.20]
Экономическая культура является долговременной, исторически сложившейся, передаваемой из поколения в поколение устойчивой системой социокультурных ценностей, представлений, установок, стандартов и образцов, неписаных законов поведения индивидов и групп в общественной и личной, бытовой практике, связанной с реализацией потребности получения средств к существованию. Экономическая культура тесно связана с устойчивыми стереотипами сознания, нравственностью, социальными нормами, проявляющимися в непосредственной деятельности по реализации данной потребности. Являясь частью культуры общества, экономическая культура служит механизмом воспроизводства исторически сложившихся и зарождающихся социально-экономических институтов и норм. [c.20]
Экономическую культуру личности, т. е. сознание и поведение, во многом определяет внешняя социальная и хозяйственная реальность. Установки, ценностные представления и предпочтения тесно связаны с ситуацией, реальностью, в которых они возникают. Проявления экономической культуры, с одной стороны, являются отражением социально-экономических условий, с другой - продуктом сознания и поведения, преломленного через интересы и потребности людей. Находясь внутри социально-экономического процесса, индивиды, как объекты, включены в социальные действия, идущие независимо от них. Вместе с тем, будучи социальными субъектами, они с большей или меньшей избирательностью, глубиной, желанием интегрируются в ту социальную реальность, которая есть, в которой они живут и действуют по принципу здесь и сейчас . [c.21]
Экономическое сознание (элемент экономической культуры) авторы рассматривают как подсистему общественного сознания, как систему духовных способов отношения людей к экономической жизни и самим себе, как баланс ценностных ориентации и приемлемых ограничений, сопровождающих процесс экономической деятельности норм, стандартов, эталонов, оценок способов деятельности, характера поведения, других рациональных и эмоциональных компонентов. На уровне своего непосредственного восприятия и эмпирического фиксирования экономическое сознание совпадает с представлениями, идеями, ценностями, настроениями, разделяемыми одновременно более или менее широкими множествами людей, и имеет выраженный надындивидуальный характер 25. Экономическое сознание неоднородно и внутренне противоречиво, ибо включает и элементы, порождаемые непосредственно данным обществом, и составляющие традиционного происхождения, а также привносимое из других современных общественных систем. [c.21]
Обращение к понятию экономической культуры (см. схему, с. 22) позволяет говорить о том, что экономическая культура является, во-первых, результатом функционирования социальных институтов, относящихся к экономической сфере, во-вторых, продуктом деятельности социальных групп - их живым социально-экономическим сознанием 26. Это означает, что возможно и необходимо изучение двух относительно самостоятельных аспектов экономической культуры личностного и институционального. [c.21]
Описание сегодняшней экономической ситуации попытаемся предварить штрихами из истории общественной и хозяйственной жизни дореволюционной России. Ни в коей мере не претендуя на сколько-нибудь обстоятельный обзор российского хозяйственного развития, приведем лишь некоторые показательные зарисовки того, что могло послужить движущей силой и основой современного развития страны. Иначе говоря, знание прошлого - предпосылка понимания настоящего и предвидения будущего, выстраивания общей динамики социального и экономического развития общества. [c.23]
Существует довольно устойчивое представление о том, что для российского общественного сознания более свойственно и привычно тяготение к равенству в потреблении и образе жизни, нежели рационализм и стремление к обогащению. В отличие от западных обществ, ориентированных на максимизацию потребления, поддержание имущественной однородности трактуется как выражение народных представлений о социальной справедливости. Индивидуализм как социально ценное качество, определяющее поведение человека, не получил поддержки и распространения в русской бытовой и хозяйственной культуре. [c.23]
Вернуться к основной статье