ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Мечты об обществе будущего
из "Красота, вкус, экономика "
Преобразованию жизни людей отводилось значительное место в социальных утопиях прошлого, предшествовавших возникновению научного коммунизма. [c.27]Вещественная среда, особенно архитектура, непосредственно связана с политикой. Так, например. Платоновская модель идеального полиса (города-государства) — легендарная Атлантида — в течение ряда столетий служила целям социально-эстетического предвидения совершенного образа жизни. [c.27]
В момент возникновения буржуазных отношений в эпоху Возрождения, которую Ф.Энгельс определил как величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того человечеством, появились прогрессивные мыслители, которые мечтали о разумной и справедливой организации жизни общества, предполагающей формирование новой совершенной вещественной среды обитания. [c.27]
Родоначальник утопического социализма английский ученый-гуманист, государственный деятель и писатель Томас Мор в изданном в 1516 году диалоге Утопия воплотил гуманистическую идею устройства жизни будущего общества, основанного на общественной собственности, общественном производстве и требующего создания новой, особой предметно-пространственной среды. [c.27]
Поистине революционным, например, было предложение о создании общественных столовых-дворцов, где, по мысли автора, для всех жителей острова Утопии будет готовиться роскошная и обильная еда . Можно себе представить, как все это прозвучало в начале XVI столетия, в период безраздельного господства частной собственности. [c.27]
Фурье высказал гениальные догадки о коммунистическом обществе, где труд будет потребностью и наслаждением, где уничтожатся противоречия между умственным и физическим трудом и т.п. Фурье уделил большое внимание конкретным экономическим преимуществам переустройства общества. Так, обосновывая преимущества общественного питания, он обратил внимание, что одна социетарная кухня сберегла бы в отношении горючего девять десятых, а в отношении рабочей силы девятнадцать двадцатых того, что используют кухни семейных домашних хозяйств. Помимо дохода от всех этих сбережений имели бы доход от изрядно улучшенного приготовления. [c.29]
Естественно, подобное переустройство общества повлекло бы полное переустройство всей предметно-пространственной среды. Некоторое представление о предметно-пространственном мире будущего дает дошедшее до нас изображение фаланстера Фурье в виде грандиозного, строго симметричного парадного ансамбля, в котором объединены жилые и производственные корпуса, здания для покойных занятий , парадные и хозяйственные дворы. [c.29]
Высоко оценивая могучий ум великого утописта, Ф.Энгельс писал Но в фурьеризме есть одна, и притом очень важная, непоследовательность он не отменяет частной собственности. В его фаланстерах, или ассоциативных хозяйствах, существуют богатые и бедные, капиталисты и рабочие. Собственность всех членов образует акционерный фонд, фаланстер занимается торговлей, земледелием и промышленностью, а доходы распределяются между членами одна часть в качестве платы за труд, другая — в качестве вознаграждения за мастерство и талант и третья — как прибыль на капитал 2. [c.29]
Сочинения Ш.Фурье Теория четырех движений и всеобщих судеб (1808) Теория всемирного единства (1822) Новый хозяйственный социетарный мир (1829). [c.29]
Особое внимание Кабе уделяет вещественной среде жилых домов, в том числе системам, способным обеспечить соблюдение чистоты и освобождение женщин от всякой тяжелой и грязной работы в домашнем хозяйстве . [c.30]
Представитель революционного и материалистического крыла французского утопического коммунизма Теодор Дезами пытался подвести материалистическую основу под современные ему коммунистические воззрения. В своем главном труде Кодекс общности (1842 г.) он рассматривает проблемы социального переустройства общества в тесной связи с анализом экономических преимуществ коммуны равных , в которой будут сочетаться все блага города и сельской местности и не будет никакого раздельного хозяйства Никакого домашнего воспитания . Важную роль в создании строя общности сыграет, по мысли Т.Дезами, замена одной большой кухней двух-трех тысяч кухонь... . И каких чудес можно добиться, — пишет далее Т.Дезами, — когда унитарной кухне будет передана хотя бы только незначительная часть тех огромных сбережений, которые явятся результатом упразднения домашнего питания . Многие высказывания Дезами об организации быта звучат очень современно. [c.30]
Предлагаемый Т.Дезами способ пропорционального равенства в потреблении и распределении предметов общественного производства направлен против мелочной уравниловки, столь характерной для большинства утопистов. [c.30]
Наивные и утопические мечты передовых людей прошлого о будущем коммунистического общества содержат очень верную мысль, что подлинная свобода, красота и счастье людей возможны лишь в обществе, лишенном классов, эксплуатации и угнетения. [c.30]
Утописты угадали, что единый гармоничный стиль жизни связан с бесклассовым коммунистическим обществом. Они более всего приблизились к истине, когда говорили об отношении человека будущего к труду, вещественной среде, природе. [c.30]
Вернуться к основной статье