ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Профессиональные средства композиции объективны
из "Красота, вкус, экономика "
Существует немало довольно противоречивых определений понятия композиция в дизайне. [c.172]Наиболее точно понятие композиция можно трактовать как средство структурной организации вещественной среды, как пропущенное сквозь призму художественно-конструкторского творчества строение предметов, выражающее вполне определенное содержание. Компонуя предметы, дизайнер наделяет их функциональным, техническим и духовным содержанием, создает содержательную красоту. О композиции изделий речь может идти лишь в тех случаях, когда дизайнер целенаправленно стремится к достижению гармоничной целостности формы изделия. [c.172]
Специфика композиции каждого изделия связана прежде всего с изменением его формы сообразно той роли, какую оно выполняет в жизни человека, соответственно материалу, из которого предмет сделан, и конструктивной схеме, определяющей его структуру. Целью композиции является создание функционально, технически и технологически совершенных предметов и формирование на этой основе их эстетических достоинств — красоты, соразмерности частей и целого в тесном контакте со всеми объектами предметной среды, в которую эти предметы включаются. Специалисты, работающие в области технической эстетики, все более убеждаются в необходимости формирования ансамбля всей предметной среды. [c.172]
Познание живой природы шло от анализа внешней формы к все более глубокому проникновению в глубины механики движения и красоты формы. Природа подсказывала людям многие принципы движения в технике. Даже колесо как бы воспроизводит движение шагающего человека, который при ходьбе описывает ногой часть окружности. Колесо, говорят инженеры, осуществляет непрерывное качание. [c.174]
Ученые и конструкторы, создавая летательные аппараты, пристально изучали формы растений, птиц, насекомых. Большую аэродинамическую поверхность в виде двух симметрично расположенных плоскостей имеют, например, семена клена. Хорошо обтекаемые аэродинамические формы у птиц клюв, голова, шея летящей птицы плавно вытянуты по направлению полета, ноги поджаты. Много общего с птицей по композиции имеет современный планер — большие удлиненные крылья, обтекаемый корпус, плавный переход от крыла к корпусу. Немало ценных решений подсказало ученым изучение принципов строения рыб и морских животных, которые формировались под длительным воздействием гидродинамических сил. [c.174]
Глубоко научное исследование динамики полета и структуры крыла птиц, осуществленное Н.Е.Жуковским, позволило открыть закон, определяющий подъемную силу крыла, установить наивыгоднейшие профили крыльев и лопастей винта самолета, разработать вихревую теорию воздушного винта. [c.174]
Природа располагает неисчерпаемым запасом рациональных конструкций и форм, применение которых в технике позволит создать новые совершенные средства транспорта, способные двигаться по земле, под водой и в воздухе. [c.175]
Композиция, как уже отмечалось, может быть статичной и динамичной (рис. 44). [c.175]
Статичная композиция (здания, стационарное оборудование, а также приборы, мебель, местоположение которых человек может изменять) - это покой, неподвижность, замкнутое развитие формы. Разницу между статичной и динамичной композициями наглядно демонстрируют фирменные знаки польского птицеводческого объединения и французской фирмы косметических изделий. [c.175]
Статичность и динамичность чаще всего взаимно дополняют друг друга. Умелое использование их в зависимости от назначения предмета и композиционного замысла придает ему своеобразную выразительность, как бы вселяя в его материальную форму внутреннее движение, напряженность, пульсацию жизни. [c.175]
Достижению художественного равновесия статичных и динамичных предметов способствуют все закономерности композиции, и прежде всего симметрия и асимметрия. [c.175]
Возникающая в этом случае асимметрия формы, как и симметрия, строится по определенным законам. Внутренняя динамика асимметрии -это действие противоборствующих сил, получившее выражение в закономерном строении формы. [c.177]
Листья растения симметричны относительно -своего черенка, а сами черенки в определенном порядке размещаются на плети. Вверх поднята чашечка цветка — и она симметрична. В растительном мире все, что имеет единственную точку опоры или единственную точку подвеса (плоды, цветы), обладает симметричной формой. Естественно, что симметрия при этом не абсолютная, а с тончайшими нюансами. [c.177]
Сказанное о растениях во многом применимо к животному миру и человеку, но с некоторыми особенностями. [c.177]
С течением времени симметричные формы стали для человека признаком целесообразной организации вещи. Отсутствие симметрии в строении отдельных элементов природной среды (ветвь дерева, рука человека и т.д.) воспринимается как должное, так как часть подчиняется целому, а следовательно, в ее строении господствуют законы асимметрии, вытекающие из ее функции, законы роста и т.д. [c.177]
Вульф Г.В. Симметрия и проявление ее в природе. М. Издательское отделение Народного комиссариата по просвещению, 1919, с. 78 - 79. [c.177]
Вернуться к основной статье