ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
ЧЕТЫРЕ МИФА О ТЕХНОЛОГИИ
из "Современная технология и экономическое развитие Японии "
Представление о застое технического обновления — лишь один из мифов и расхожих премудростей относительно развития новой техники. В мире спорта о рекордах говорят они устанавливаются для того, чтобы быть побитыми. Применительно к технологии можно сказать мифы о ней создаются для того, чтобы быть опровергнутыми. [c.42]Опровержение мифа и догмы приобретает сейчас особенную важность. Причиной тому — изменение характера новой техники. Вдобавок Япония, сумев догнать Европу и Соединенные Штаты, ныне обнаруживает, что становится лидером в гонке и остро нуждается в свежих идеях. Ни одна компания, ни один бизнесмен более не могут полагаться на модели, разрабатываемые другими народами и странами теперь они должны действовать на основе своих собственных идей и инициатив. [c.42]
Второй миф о техническом прогрессе восходит к представлению, будто бы его русло всегда прокладывается военной технологией. В определенном смысле это было справедливо для процесса технического обновления после второй мировой войны. [c.42]
Поначалу транзистор был баснословно дорог и абсолютно бесполезен в мирных целях. Его разработка совершенствовалась по мере апробации в военной промышленности и космических программах. Даже массовое производство и клиническое применение пенициллина стало возможным благодаря усилиям, приложенным для спасения жизни солдат во время второй мировой войны. [c.43]
Основное направление технологического развития Японии после второй мировой войны сводилось к освоению результатов, полученных европейской и американской технической мыслью, а также их дальнейшему усовершенствованию. Однако проявление творчества находится в значительной зависимости от закона предложения и спроса. До сих пор технический прогресс в Японии не создавал спроса или неодолимой потребности в созидании — и оно не было предложено. [c.44]
Вплоть до последнего времени стоило только пожелать, и новая технология без особых усилий приобреталась в Европе и Соединенных Штатах. Ныне Япония усвоила все, что Европа и Америка могли в этом плане предоставить. Впервые у нее нет иного выхода, кроме создания своей собственной новой технологии. Думается, что история Японии и ее народа не оставляет сомнения очутившись лицом к лицу с препятствиями и трудностями, японцы оказываются на высоте положения и проявляют замечательный талант. [c.44]
Машины, традиционные символы технологии, со стальными руками и ногами и мотором вместо сердца, перевозят людей и товары, отапливают или проветривают помещения, чистят одежду, сообщают точное время. Короче, они модернизируют множество сторон нашей повседневной жизни, но лишь на уровне, совершенно очевидно относящемся к сфере материальной культуры. [c.45]
Тем не менее к этим машинам собираются добавить маленький мозг . Компьютеры, с почти безграничными потенциальными возможностями, начинают невиданное, пока неправдоподобное проникновение в нашу общественную и домашнюю жизнь. Микропроцессоры не только становятся частью мира человеческого. знания, но и занимают свое место в мире человеческих чувств. Лучший пример — музыкальный синтезатор. Несмотря на то что мы не можем сравнить эти машины с человеческим мозгом, даже сегодняшние компьютеры способны сочинять музыку, писать стихи и играть в шахматы. [c.45]
Машины, снабженные такими крошечными мозгами , откроют новые возможности для развития человеческого общества, возможности, принципиально отличные от тех, которые ассоциируются с машинами, выполняющими безучастные (неразумные) функции. Другими словами, мы выходим за пределы цивилизации, основанной на постоянном обновлении теперь машины окажут непосредственное воздействие на сущность нашей культуры. [c.45]
Прежде чем ответить на этот вопрос по существу, попробуем выяснить, насколько реален отход от вещизма . Интерьер и аксессуары автомобилей, к примеру, становятся все более роскошными и разнообразными. Используя многочисленные детали и приспособления, можно превратить одну и ту же модель в сотни, если не тысячи вариантов, удовлетворяющих самые различные вкусы. Сегодня в Японии чем более причудливо оформлена и роскошна машина, тем лучше она продается. Не только автомобили, но и телевизоры, видеомагнитофоны, фото- и кинокамеры приобретают в высшей степени изысканный товарный вид. Компании из кожи лезут вон, чтобы произвести продукцию, значительно превосходящую стандартные требования к эстетическому оформлению. Такая установка формируется не сама по себе, а под влиянием все более утонченных запросов потребителей. [c.46]
В наши дни механическая цивилизация переживает глубокий переворот приобретая мозг , она начинает испытывать сильное воздействие культурной среды. С появлением микропроцессора начинается эпоха, когда лучшие качества японского народа смогут проявиться с еще большей полнотой. А промышленный и технический потенциал Японии заслужил значительно более широкое признание за рубежом, чем может предположить большинство японцев. [c.47]
В то же время у японца накапливается множество изделий, которые обычно используются не больше одного раза в год, а остальное время хранятся без употребления соковыжималки, приборы для массажа, ручные вязальные машины и т. д. И их сбыт год от года сокращается. Но эту тенденцию нельзя объяснить простым уходом от вещей , так как накопление не слишком нужных предметов само по себе предполагает противоположный вывод. [c.47]
Не следует сбрасывать со счетов и такое соображение, как быстрое изменение системы ценностей. Видимо, Япония минует ту ступень, когда люди покупают дорогие, роскошные вещи, в которые вложен большой труд, и относятся ко всем купленным вещам с большим уважением. Японцы все меньше связывают свою жизнь с вещами, как бы они ни были дороги и искусно сделаны, и теряют к ним привязанность, определяя ценность вещи ее утилитарными свойствами. [c.47]
Вернуться к основной статье