ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Сущность документирования
из "Документоведение "
Сущность документирования заключается во внесении изменений, информации в материальный носитель для последующего ее долговременного хранения и использования. [c.23]Масштабы их распространения, сферы функционирования, естественно, изменились. Но они и сегодня используются в практике жизнедеятельности. Анализируя этот феномен, Ю.Н. Столяров пишет Исторический опыт свидетельствует, что с появлением новых средств фиксирования информации прежние, как правило, тоже сохраняются. Старые же, отдав часть своих функций вновь возникшим, обычно начинают новую жизнь, эффективнее выполняя оставшиеся функции. К примеру, потребность в сохранении и распространении знаний, вызвавшая к жизни письменность, не отменила потребности в личном общении, удовлетворяемой устной речью необходимость в большом числе идентичных экземпляров того или иного произведения, приведшая в середине XV в. к изобретению книгопечатания, не устранила необходимости в рукописях, научной переписке и непосредственном общении ученых между собой. Быстрое развитие газетного дела не привело к отмиранию журналов, а издание журналов нисколько не мешает дальнейшему выпуску книг. Ни кино, ни радио, ни телевидение не только не вытеснили произведения печати как средства научного и художественного познания мира, но, наоборот, сделали их воздействие на читателей более эффективным, а распространение более широким . [c.24]
Улавливая различия между дифференцированными частями действительности человек стал моделировать их в своем сознании с большей адекватностью по принципу каждому вычлененному фрагменту объекта соответствует элемент создаваемой в сознании модели. Этот путь более долог по сравнению с ощущением объекта, который дает гештальт, по сути мгновенный. Но с другой стороны, ощущение объекта на уровне гештальта не дифференцируется сознанием, очень субъективно и не может служить базовым основанием для познания окружающей реальности. Поэтому в эволюции человеческого сознания эти два процесса осуществляются параллельно. [c.26]
Единицей выражения символа выступает какой-либо внешний объект предмет, совокупность предметов, звук, комбинация звуков, знак, комбинация знаков. На символ возлагается задача — нести побочный смысл, выходящий непосредственно за тот, который закреплен в носителе. Этот смысл - нерасчлененный, скрытый, свернутый — принято называть образ. Символ в таком контексте рассматривается в единстве его материальной формы и скрытого в ней образа. Образ воспринимается чувствами, его восприятие вызывает некоторое адекватное эмоциональное состояние у воспринимающего. [c.26]
Знак — это, по сути, бывший символ, за которым жестко закрепилось его значение, конкретный смысл. Исторически процесс превращения символа в знак осуществлялся посредством схематизации, обеднения того смысла, который стоял за носителем символа и одновременно гиперболизации побочного смысла. Потеря собственного содержания и связала крепко знак и стоящий за ним смысл. [c.27]
Знак — материальный предмет (явление, действие, событие), который выступает в процессе коммуникации как представитель другого предмета, свойства, отношения. Знаки не функционируют независимо друг от друга, а объединяются в систему в соответствии с правилами построения, приписывания знакам смысла, значения, особенностей употребления. Рационально построенные знаковые системы позволяют в обозримой форме выражать соотношение между изучаемыми явлениями, добиваться однозначности используемых терминов, фиксировать такие понятия, для которых в обычном языке нет словесных выражений, передавать информацию по техническим каналам связи и осуществлять математическую, логическую, статистическую обработку с помощью вычислительных машин. [c.27]
Развитие смысла, стоящего за знаком, при их устойчивости и неизменности, невозможно. Поэтому развитие стало осуществляться, во-первых, за счет увеличения количества знаков, а во-вторых, за счет их комбинирования. Путем комбинации знаков в слова, предложения, стало возможно передать безграничное множество сообщений. [c.28]
функционально различная деятельность правого и левого полушарий коры головного мозга человека предопределяет наличие и использование моделей окружающей реальности двух разновидностей предельно свернутой (символьной) и структурированной (знаковой). Обе разновидности способны информационно моделировать реальность, но достоинства и недостатки каждой предопределяют характер их использования. [c.28]
В основе модели-символа лежит замена оригинала целостным нерасчлененным объектом, который имеет совершенно отличающуюся от оригинала структуру и свойства, но вызывающий ощущение, гештальт. Информационная модель-символ компактна, удобна, вызывает эмоциональное созвучие, но страдают связи подобия. Обе модели имеют весьма существенные недостатки, поэтому чаще всего используется промежуточный вариант. Третий смешанный тип информационного моделирования реальности принято называть гомоморфным. Он имеет характер построения изоморфной модели, сохраняет структуру, но вместо дифференцированных частей вводятся символы. Таким образом, сохраняются и связи подобия, и не теряется ощущение, вызываемое образом. Включение в деятельность мышления двух языков — образного и знакового — делает мышление человека универсальным, оно может оперировать с любым материалом, как образ, так и знак. Через языковой компонент в мышление входит социальная регуляция. [c.29]
Все продукты мыслительной деятельности человека — тексты — тяготеют к названным выше моделям отражения реальности, но в разной степени. Например, научные тексты в большей степени являются изоморфными моделями отображения реальности. А художественные — символьными. Между ними — огромное множество промежуточных вариантов, которые совмещают и то, и другое. Аналогично различаются документальные и художественные кинофильмы, конструкторские чертежи и графические рисунки документальные и художественные фотографии и т.д. В каждой паре используются одни и те же выразительные средства, но разный принцип их построения предопределяет разный характер текстов, и самое главное — разный способ их восприятия и использования человеком. [c.29]
Вернуться к основной статье