ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Эволюция способов документирования
из "Документоведение "
Звуковая речь не является способом документирования, поскольку осуществляется в воздушной среде, не обладающей жесткой структурой, следовательно, естественным образом не фиксируется. [c.34]Разновидностью предметного следует считать галечное, ракушечное формы письма. За камешками, ракушками определенного цвета, конфигурации, а также их комбинациями закреплялся определенный смысл. Их передача влекла за собой и передачу смысла. [c.34]
Индейские племена использовали узелковое письмо, где смысловые единицы закреплялись за шнурками разной толщины, разного цвета, а также за узелками и бусинками. Например в узелковом календаре индейцев Перу один узел на шнурке соответствовал одному дню, по праздничным дням в шнур вплеталась красная нить, в дни, омраченные несчастьем, — черная. [c.34]
Древние инки использовали кипу — к основной толстой веревке прикреплялись более тонкие шнуры, нитки и лоскуты различного цвета, каждый элемент имел свое смысловое значение. Из столицы в провинцию и обратно инки переправляли такие документы кипу с сообщениями о сборах налогов, об урожае, о размере военной добычи, о числе пленных и т.д. [c.34]
В Европе и Азии путники широко использовали палочную форму документирования. Наклонно воткнутая палка на обочине дороги информировала путника о длине пути, о возможных препятствиях и опасностях. Наклон палки указывал направление пути, а насечки и метки обозначали те трудности, с которыми придется столкнуться. [c.35]
В подражании египтянам финикийцы дали буквам названия определенных предметов, но употребляли их исключительно как фонемы — только первый звук. [c.36]
В Древнем Египте и у народов Средиземноморья широко использовался папирус — тростник, произраставший по берегам Нила. Как материал для письма он предполагал предварительную технологическую обработку. Стебли папируса разрезали пополам и укладывали на специально увлажненную поверхность двумя слоями продольным и поперечным. Затем слои прессовали и отбивали специальным молотком до выделения клейкой жидкости, склеивающей оба слоя. Подготовленные таким образом лист высушивался на солнце и разрезался на узкие полоски, которые склеивались последовательно и сворачивались в рулоны. [c.38]
Историками найдены также берестяные, льняные, свинцовые рулоны с древними текстами. [c.38]
В Передней Азии распространенным материальным носителем была глина. Вязкая глина способна держать записи, вдавленные острой палочкой, а закаленные в огне или высушенные на солнце таблички надолго фиксировали информацию. Использовались и деревянные дощечки, представляющие собой плоскую поверхность, обрамленную рамкой, в которую заливался воск. [c.38]
Из шкур молодых козлят, ягнят, а также рыбьей кожи выделывался пергамен, который вначале сворачивался в свитки по аналогии с папирусом, а затем стал сшиваться в тетради, т.е. приобрел форму кодекса. [c.38]
Бумага удовлетворяет многим требованиям относительно проста в изготовлении, доступна, достаточно долго хранится и позволяет легко фиксировать и транспортировать информацию. Но самое ценное качество бумаги — она позволяет тиражировать информацию с помощью печатного станка, пишущей машинки, ксерокса и т.д. Массовое распространение книгопечатания стало возможно лишь в результате промышленного изготовления бумаги. В результате единый письменный способ документирования разделился на рукописный, машинописный, печатный, копировально-множительный и т.д. [c.39]
Но любой материальный носитель имеет недостатки. Есть они и у бумаги. Она горит, со временем рассыпается, легко рвется, недостаточно компактна, не всякая информация может быть на ней зафиксирована. Бумага соответствует только графическому способу документирования, результатом которого является письменный текст или графическое изображение. Звуковая речь, движущееся и объемное изображение требуют иных способов документирования. Для этих целей созданы более подходящие материальные носители с особыми формами фиксации — грампластинки, магнитные пленки, фото-и кинопленки, оптические диски. [c.39]
Вернуться к основной статье