ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
В ПОИСКАХ ЯПОНСКОГО стиля ТВОРЧЕСТВА
из "Современная технология и экономическое развитие Японии "
Умелым использованием знаний других народов японские исследования и разработки напоминают предвоенные американские. С послевоенными программами США их роднит погоня за прибыльной технологией и поразительная способность разработать способы ее освоения, обеспечивающие высокие доходы промышленным компаниям. Умение улавливать требования времени, выдавать все новые и новые решения — опять-таки типично американское явление, не часто встречаемое в западноевропейских странах. [c.137]мы можем сказать, что вплоть до сегодняшнего дня исследования и разработки, проводимые в Японии, развивались наиболее приемлемым для нее образом. Вопрос, однако, не о прошлом, а о будущем. Японская технология до сих пор развивалась без существенных помех, но отнюдь не без серьезных проблем. Для того чтобы в наступающий период исследования и разработки в Японии приобрели более творческий характер, необходимо изменить ставшие привычными приемы их реализации. [c.138]
Первая проблема заключается в том, что японские исследования и разработки до сих пор были и остаются прерогативой способного студента . В сегодняшней Японии многое делается для отбора способных кадров. В этом направлении работают прежде всего два момента так называемый экзаменационный ад , через который надо пройти для поступления в ведущие университеты страны, и почти патологическая озабоченность результатами, полученными при тестировании. [c.138]
Когда Япония прилагала усилия, чтобы догнать Соединенные Штаты и Европу, ее цели были ясны, а задачи очевидны. Эта многократно пройденная дорога не таила коварных участков, и японцы могли успешно двигаться по ней, выслав вперед своих вундеркиндов. [c.138]
Подлинно творческие исследования и разработки, разумеется, проводятся в иной обстановке. Они начинаются не с карнавала под празднично развернутыми флагами, а с настоящей работы. [c.139]
Японии нужны те, кто готов полностью посвятить себя долгим и одиноким рискованным восхождениям по непроторенным путям. Таких людей, по-видимому, не удастся найти среди студентов-отличников. Существует реальная опасность того, что подобные индивидуальности пополнят ряды отринутых действующей системой образования. Как японская промышленность сможет найти и подготовить такие кадры — один из труднейших вопросов будущего. От того, справится ли она с этим вопросом, зависят перспективы развития страны в грядущие годы. [c.139]
Сегодня в распоряжении японского правительства есть организация, именуемая Японской корпорацией по исследованиям и разработкам. Она находит компании, желающие разрабатывать перспективные технологии, и помогает им в этом деле, частично оплачивая их затраты из средств правительства. Если осуществленные проекты приносят прибыль, компании возвращают государственные субсидии. Около 90% программ, финансируемых этой организацией, до сих пор оказывались успешными (показатель исключительно высокий) неудачи — явление почти неслыханное. [c.140]
Во всем этом есть что-то необычное. Ведь творческие исследования и разработки в области новых технологий не должны быть столь удачными. Либо эта организация пользуется не слишком жесткими критериями успеха, либо она берется только за те проекты, в благополучном завершении которых уверена заранее. [c.140]
Конечно же, исследования и разработки в Японии развиваются не без проблем. Но это не значит, что творческое начало невозможно развивать на основе особенностей национальной психологии или сделать его стержневым элементом в исследовательской работе. Надо, чтобы недостатки, о которых мы здесь говорим, были в полной мере осознаны, чтобы этот японский подход стал нашей реальной силой. Такой японский подход может стать в будущем более сильнодействующим, если со всей серьезностью отнестись к указанным свойствам. В будущем традиционные способы ведения исследований и разработок должны быть постепенно изменены и усовершенствованы. Именно нынешнему и последующим поколениям придется взять на себя ответственность за поиски этого нового И вместе с тем чисто японского подхода . [c.141]
Действительно, японские компании начали подчеркивать важность творчества наконец-то возник спрос на творчество. [c.142]
И все же вопрос, можно ли без болезненной перестройки создать атмосферу, способствующую творчеству (а именно об этом с удивительной легкостью рассуждают руководители промышленности), не так-то прост. При всей серьезности намерений высших менеджеров уважать индивидуальность и допускать, и даже одобрять, проявления самобытности неизбежны многочисленные случаи, когда компании будут акцентировать важность коллективизма. В конечном счете японским корпорациям важно сохранить гармонию. Общее правило таково для поощрения творчества можно ослабить вожжи, но лишь до той поры, пока не начнет страдать слаженность всех звеньев организации. Реализация права на самобытность допускается только в пределах гармонии такого рода. [c.142]
Поэтому Япония во многих отношениях подготовлена к данному направлению развития техники и, возможно, даже располагает преимуществами перед другими странами. Нет лучшего доказательства устойчивости прогресса Японии, чем тот факт, что сегодня страна идет нога в ногу с Соединенными Штатами во многих высокотехнологичных областях, а по ряду разработок уже обогнала их. [c.142]
Японский опыт использования творчества групп отражает старую пословицу Одна голова — хорошо, а две — лучше . Значение группового творчества велико, и от него следует многого ожидать. Японские компании могут с уверенностью принять брошенный им вызов. [c.143]
Вернуться к основной статье