ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Природа современных денег
из "Курс экономической теории "
уход золота из обращения и вообще прекращения выполнения им функции денег называется демонетизацией. Это термин означает не порчу денег, не изнашивание благородных золотых монет в результате их обращения. Демонетизация — это прекращение выполнения золотом роли денег, прекращение выполнения им роли всеобщего эквивалента. [c.61]Обратимся к понятию денег в немарксистской экономической науке в двух аспектах деньги как ликвидность и как декретные деньги. [c.62]
Но почему бумажно-кредитные деньги обладают абсолютной ликвидностью И тут подходим ко второму аспекту, касающемуся природы современных денег. Деньги — это общепризнанное средство обращения (заметим, что неоклассической школой анализируются главным образом функции денег как средства обращения и средства платежа). Здесь очень важно обратить внимание на слово общепризнанное . Чем же определяется ценность (стоимость) денег, точнее, обладают ли бумажные деньги стоимостью Согласно марксистской теории стоимости — нет, ни в коем случае. Бумажные деньги не имеют внутренней стоимости, они лишь заместители , представители золота. А стоимость золота определяется общественно-необходимыми затратами труда на его. производство. [c.62]
сущность денег выводится из функций денег (прежде всего — как средства обращения и средства платежа). Этот характерный для немарксистской концепции подход — выводить сущность денег из их функций — сформулирован английским экономистом Дж. Хиксом так деньги — это то, что используется как деньги. [c.63]
К аналогичным выводам приходят и некоторые современные экономисты в нашей стране. Например, С. Брагинский и Я. Певзнер констатируют ...не ценность золота как товара определяет его ценность в качестве денег. Когда в качестве денег используется какой-то товар, имеющий самостоятельную ценность, именно денежная функция этого товара определяет его покупательную силу по отношению к другим товарам и тем самым ставит границы его экономическому употреблению в иных целях... В основе современного денежного обращения не лежит ни золото, ни какой-либо иной товар. Денежная масса в развитых странах сегодня формируется на основе кредита . (Брагинский С., Певзнер Я. Политическая экономия дискуссионные проблемы, пути обновления. М., 1991. С. 147, 205). [c.63]
В заключение исследования вопроса о сущности и функции денег сведем различные виды денег в схему. [c.64]
После анализа категорий стоимости, цены и денег обратимся к характера ике важнейшего закона товарного производства — закона стоим тк, или закона ценности. [c.65]
Неоклассическая школа также занята исследованием колебаний рыночных цен вокруг некоего состояния равновесия. Однако центр колебания ежедневно и ежеминутно изменяющихся рыночных цен — это, во всяком случае, не трудовая стоимость в интерпретации К. Маркса. Равновесная цена, устанавливающаяся при равенстве спроса и предложения на всех рынках, отражает некую нормальную цену , при которой предельная общественная полезность и предельные общественные издержки уравновешивают друг друга (вспомним теорию цены А. Маршалла). Нормальная цена отражает не просто затраты общественно-необходимого труда (и только труда), т.е. трудовую стоимость в марксистском понимании. Эта нормальная цена — состояние наиболее эффективного при данном неизменном уровне технологии использования всех основных факторов производства — и труда, и капитала, и земли. [c.65]
Теперь можем подойти к итоговой оценке важнейших закономерностей функционирования товарного хозяйства — а именно, к проблеме товарного фетишизма. [c.66]
Причину товарного фетишизма К. Маркс видит в своеобразном общественном характере труда, производящего товары. Внешне труд товаропроизводителя выступает как частный труд. И только на рынке, при купле-продаже товара подтверждается (выявляется) общественный характер труда производителя. Другими словами, причина товарного фетишизма — в самом существовании товарного хозяйства, в рыночном механизме взаимодействия производителей и потребителей. С уничтожением товарного производства исчез бы и товарный фетишизм. Следовательно, объективная сторона существования товарного фетишизма заключается в объективном факте существования товарного производства. [c.67]
Но есть и субъективные стороны феномена товарного фетишизма. Люди не осознают, не понимают, что над ними, в сущности, господствуют общественные отношения, принявшие форму вещей-товаров. Люди молятся на товары, смотрят на них, как на амулет, как на некую волшебную силу, от которой зависит их судьба и благополучие. [c.68]
Но при этом нельзя преодолеть объективные проявления товарного фетишизма. Только уничтожив товарное производство, как отмечалось выше, можно избавиться от товарного фетишизма. [c.68]
Маркс проводит аналогию между фактом существования религии и товарным фетишизмом. Как боги (продукт воображения самих людей) якобы управляют миром, так и вещи-товары (продукт самих людей) принимают в глазах людей фантастическую форму фетишей. И тут автором Капитала делается принципиальный вывод о причинах исчезновения товарного фетишизма (равно как и религии) это произойдет тогда, ...когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой (подчеркнуто мной — Е. К.) (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 23, с. 90). [c.68]
Что это за прозрачные связи и разумные отношения Это по Марксу, общественная собственность и сознательное планирование в масштабах всего национального хозяйства. Это — коммунистическое общество, где из единого центра всем и каждому расписано, что, сколько, как и для кого производить. XX в. с его трагическими потрясениями показал, что такое устройство общества называется тоталитаризмом. [c.68]
Вернуться к основной статье