ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Очерк 3. Этические основы экономической (хозяйственной) деятельности в различных культурах и обществах
из "Экономика и этика "
В свою очередь, принятие естественности сложившейся социальной иерархии обусловливало высокую роль распределения и перераспределения в хозяйственной культуре традиционных обществ. По некоторым оценкам, в них перераспределялось до 70% всех производимых продуктов. И такое положение не воспринималось как несправедливость, поскольку считалось выполнением предназначенного свыше долга. Причем долг несли как низшие, так и высшие слои общества. К социальным обязанностям последних относилось поддержание безопасности, предоставление ссуд или продуктов питания в голод и неурожай безвозмездно. [c.41]Ценность труда в рамках традиционных обществ не однозначна. Причина этого — существование двух субкультур (правящего и производящего классов) и определенных религиозных и этических традиций. Но в общем и целом подневольный физический труд имеет низкий социальный статус. Изменения в отношении ценности труда связаны с распространением христианства. Именно тогда возникает своеобразный взгляд на ценность труда (этика труда). Средневековым теологам труд уже представляется необходимым занятием, поскольку способствует праведному образу жизни. Труд признается достойным похвалы как умерщвление плоти, искупление греха, но он не должен сопровождаться даже мыслью о приобретении, обогащении. Для святого Бенедикта труд выступает орудием спасения, поскольку он позволяет помогать другим (монастырская милостыня) и потому что, занимая тело и ум, отгоняет греховные искушения. Ценностью труд является и для иезуитов, для которых хорошо трудиться — миссия, которую Господь доверил нам на Земле, способ участия в божественном созидании мира. Человек обязан трудиться, и цель труда состоит в удовлетворении потребностей, устранении праздности и в благотворительности. [c.42]
В дальнейшем, в эпоху Реформации, труд приобретает характер систематической аскезы, служащей накоплению добродетели и спасению души. [c.42]
Отметим, что с распространением христианства в европейской культуре появились новые стереотипы не только в отношении труда, но также в отношении собственности и богатства. Известно, общины первых христиан не знали собственности и владели всем сообща. Эта позиция основывалась на представлении о том, что Бог создал Землю и все плоды ее отдал во владение человеку вообще, а не каким-то отдельным людям. Собственность появилась после грехопадения, но для избранных, ищущих особой духовной и нравственной чистоты, обладание ею недопустимо. Значительные трудности возникают с проблемой оправдания частной собственности в более поздние периоды, когда христианство в Европе стало господствующей религией и собственность стала неотъемлемым институтом общественного устройства. Отходя от идей раннего христианства, средневековые теологи утверждают, что частная собственность необходима, по крайней мере, в этом несовершенном мире. Когда добро принадлежит отдельным людям, они больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости, но в то же время сама по себе она отнюдь не желательна. Господствовало, по крайней мере в области нормативной этики, представление, что имущество, даже в наилучшем случае — некоторое бремя. При этом оно должно быть добыто законным путем и давать средства для помощи бедным. [c.43]
Как видим, экономика в рамках традиционных обществ выступала как сфера деятельности, подчиненная этике. Тем не менее нельзя отрицать, что любое общество нуждается в материальной, хозяйственной основе, и потому отцы церкви и средневековые теологи тщательно разрабатывали проблемы собственности и богатства. Среди прочего в качестве образца у них выступает мелкая собственность, предназначенная для удовлетворения насущных потребностей, но не для стяжательства и праздности. А главным нравственным критерием при оценке хозяйственной практики является праведность помыслов людей, а не ее экономическая продуктивность. [c.44]
Но это вовсе не означает, что в традиционных обществах вообще отсутствует жажда богатства, наживы и предприимчивость. Они существуют всегда и везде, но, по утверждению немецкого экономиста В. Зомбарта (1863—1941), в традиционных обществах всякая страсть к наживе, всякая жажда денег стремится к своему удовлетворению за пределами процесса производства благ и даже большей частью и торговли благами 1. И именно потому, что при существующих ограничениях, налагаемых этикой, невозможно разбогатеть в рамках обыденного хозяйствования. [c.44]
Конечно, эта добровольность нередко утверждается и поддерживается насилием, но сутью феодальных отношений являются патерналистские (покровительственные) отношения. [c.46]
Подводя некоторые итоги, отметим, что всю экономику традиционного общества пронизывает система межличностных отношений. В определенном смысле экономика выступает как средство их осуществления и поддержания. При этом такие этические ценности, как понимание смысла жизни, добра, истины и справедливости, чести и долга определяют протекание экономических процессов. Это касается как производства и распределения, так и обмена и потребления. [c.46]
Целью хозяйственной деятельности в традиционных обществах является не только обеспечение себя необходимыми продуктами, но и (хотя бы на уровне нормативной этики) нравственное совершенствование, целью распределения — сохранение стабильного социального (божественного) порядка. Реализации этой же цели служат обмен и потребление, которые в значительной степени носят статусный характер. Не удивительно, что предприимчивость и хозяйственная активность не являются ценностями для данной культуры, поскольку они подрывают порядок, установленный Богом, нарушают основы порядка и справедливости. [c.46]
Невозможно полностью понять произошедшие сдвиги в экономическом сознании, обусловившим экономический взлет стран данного региона, без учета влияния Реформации и протестантских вероучений, которые оказали глубочайшее воздействие на хозяйственную жизнь Европы, подготовив почву для развития капиталистических отношений. Исследованию этой проблемы посвятил свою самую известную работу Протестантская этика и дух капитализма немецкий социолог М. Вебер. Отметим, что капитализм, по Веберу, это не просто стремление к наживе, это рациональное обуздание жажды наживы, это профессиональный труд для получения прибыли на основе мирного обмена, это хозяйственный учет при сопоставлении затрат и результатов. Дух капитализма, по его мнению, предполагает строй мышления и поведения, для которого характерно рациональное и систематическое стремление к получению законной прибыли в рамках своей профессии. [c.47]
Согласно учению Лютера человек исполняет свой долг перед Богом в мирской жизни профессиональное призвание — веление Господа. Таким образом, при капитализме мирская деятельность рассматривается как исполнение религиозного долга в отличие от раннего христианства, которое первоначально выступало как религия, враждебная экономической жизни. [c.47]
Вернуться к основной статье