ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Очерк 5. Этические основы современных концепций благосостояния
из "Экономика и этика "
Следовательно, этическая основа должна присутствовать и в иных, отличных от классической, концепциях благосостояния. Отметим, что рост интереса к вопросам благосостояния в конце XIX в. не в последнюю очередь был связан с так называемой маржиналистской революцией,. Именно в этот период предметом экономической науки становится исследование поведения человека, а значит, определение мотивов его деятельности и конечных устремлений. Было признано, что конечной целью человека является максимальное удовлетворение потребностей или максимизация полезности как субъективно получаемого удовлетворения, что по сути и означало максимизацию благосостояния. [c.70]Бентам претендует ни много ни мало на то, чтобы открыть универсальные силы, управляющие всем человеческим поведением, дать способы его измерения. В рамках его концепции человек выступает как рациональный потребитель, способный количественно измерить наслаждение и страдание, главными компонентами которых выступают их интенсивность и продолжительность. Бентам предлагал измерять благосостояние вычитанием суммы страданий из суммы удовольствия за данный период времени. Методика подсчета такова берется сумма интенсивностей всех удовольствий за данный период, умноженных на их продолжительность, и из нее вычитается общее количество страданий (та же схема), испытанных за тот же период. Здесь все мотивы человека сведены к достижению удовольствий и избежанию огорчений. Следует добавить, что в своей теории Бентам исходит из того, что каждый человек в состоянии производить те арифметические действия, которые нужны для получения максимума счастья. [c.71]
Исходной посылкой теоремы Парето стали взгляды Бентама и других ранних представителей утилитаризма из числа экономистов о том, что счастья (рассматриваемые как удовольствие или полезность) разных людей аддитивны, т.е. могут суммироваться в некое общее счастье всех. По Парето критерием оптимальности является не общая максимизация полезности, а ее максимизация для каждого отдельного индивида в пределах обладания определенным исходным запасом благ. [c.73]
Другими словами, благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы. Согласно критерию Парето (критерию роста общественного благосостояния) движение в сторону оптимума возможно лишь при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние по крайней мере одного человека, не нанося ущерба никому другому. И, как уже отмечалось, состояние оптимума целевых функций обеспечивает сбалансированность на всех рынках. В свою очередь, оптимизация целевых функций, по Парето, означает выбор наилучшего варианта из всех возможных участниками экономического процесса. [c.74]
Интересно также отметить, что провозглашенные преимущества рыночной системы покоятся, едва ли не в первую очередь, на предположении невозможности расхождения между частными и общественными издержками. Глубоким убеждением стало идущее от классической политической экономии убеждение, что каждый человек, преследуя собственную выгоду, одновременно служит интересам общества. Вспомните хотя бы знаменитый тезис А. Смита о благотворности своекорыстного интереса. [c.81]
Потому от понятия наибольшего удовольствия, или наибольшей пользы, можно получить лишь минимальную помощь в процессе выбора вариантов поведения. Отдельный человек не может выбрать между альтернативными действиями, если он заранее не знает, чего хочет. Иными словами, цель достижения наибольшего удовольствия пуста и формальна, если удовольствие содержательно не определено. В этом случае положение о максимизации удовольствия означает всего лишь, что каждый делает то, что он хочет делать. И теория принятия решений не говорит человеку, что он должен предпочесть, а лишь что именно выбрать при наличии таких его предпочтений, которые считаются заранее данными. [c.82]
Вернуться к основной статье