ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Очерк 6. Достижение справедливости как один из аспектов благосостояния
из "Экономика и этика "
Справедливость также можно рассматривать и как стремление к равновесию интересов, которое всегда необходимо, поскольку существует ограниченность ресурсов и конфликт интересов, требующий разрешения. Можно предположить, что справедливость стала бы излишней только в мире с неограниченными ресурсами. Но, поскольку это нереалистическое допущение, то проблема осуществления принципов справедливости, рассматриваемая через призму экономических отношений, останется всегда, и никакой самый совершенный экономический строй не сможет ее устранить. [c.92]На протяжении человеческой истории идеалы справедливости были глубоко связаны с принципами общинности. Было распространено убеждение, что принцип справедливости осуществляется посредством введения института общественной собственности. Эта позиция отличает и раннее христианство. Как известно, в раннем христианстве идея равенства воплотилась в идее отказа от частной собственности, обобществлении имущества и утверждении всеобщей обязанности трудиться. [c.92]
Таким образом, идея справедливости выступала как идеология равенства. В более поздний период наряду с идеей равенства, которое реально воплотилось в стремлении к равенству только внутри четко расслоенных иерархических структур, получил широкое распространение идеал честного (или справедливого) вознаграждения. Он включал в себя следующие моменты. [c.93]
С одной стороны, он предполагал вознаграждение в зависимости от затраченного труда. С другой стороны, идеал честного, справедливого вознаграждения предполагал не только осуществление принципа распределения благ по труду , но и по достоинству 1. Это означало, в свою очередь, существование имущественного неравенства. [c.93]
теорию справедливой цены (очерк 1). [c.93]
Но что есть справедливость и где искать причину несправедливости По мнению Платона, несправедливость коренится в частной собственности. Именно она порождает неравенство, она распределяется всегда таким образом, что только небольшая группа людей живет среди изобилия, остальные пребывают в нищете. Именно собственность благоприятствует появлению целой категории самых непроизводительных лиц и паразитов, совершенно бесполезных для общества, пожирающих плоды труда других. Неравенство, раздоры, безделье — вот плоды собственности. [c.94]
Мора — те же идеи. Корень зла — частная собственность. Поэтому в описываемом им воображаемом государстве Утопия частная собственность отсутствует. Политическое устройство представляет собой коммуну все защищают государство, и каждый может быть его правителем. Труд — главная и почетная обязанность. В Утопии каждый занимается земледелием и в то же время ремеслом. Таким, способом Мор думает разрешить проблему разделения в обществе умственного и физического труда. Рабочий день длится 6 часов, остальное время жители Утопии посвящают наукам и искусству. [c.94]
Как видим, в рамках представлений утопического социализма уравнительное распределение, а точнее, уравнительное пользование, является основой идеального (справедливого) общественного устройства. Опять-таки, здесь, может быть, и не в столь явном виде, присутствует вера в то, что Бог дал всем поровну, и потому при справедливом распределении ни у кого не будет ни излишка, ни недостатка. [c.95]
Интересно отметить, что такое устройство общества, по замыслу его создателей, обеспечивает не только осуществление принципов справедливости, но и достижение благосостояния всех членов общества, если рассматривать благосостояние как синоним счастья или полной удовлетворенности. По мнению представителей утопического социализма, человек несчастлив потому, что испытывает зависть к более удачливому соседу. А уничтожить зависть можно только одним путем — путем уравнительного распределения и полной регламентации общественной жизни. Иными словами, сделать всех одинаковыми — вот условие достижения всеобщего счастья. Как видим, в данных доктринах реализация принципа справедливости является существенной, если не главной составляющей благосостояния. [c.95]
Как уже упоминалось, классическая политическая экономия ставит знак равенства между благосостоянием и богатством, трактуя последнее исключительно в терминах материального богатства. [c.95]
Но нашлось ли место в этой теории понятию справедливости Безусловно, поскольку в рамках любой экономической теории, явно или неявно, присутствуют этические аспекты. В работах ряда представителей классической политической экономии проблемам справедливости уделяется большое внимание. В частности, для А. Смита конкретным побудительным мотивом написания работы Исследование о природе и причинах богатства народов явилась критика меркантилизма как системы взглядов, противоречащих представлениям о справедливости. И потому справедливое хозяйственное устройство — главная тема этой работы. У Смита само существование общества всецело зависит от выполнения законов справедливости. Ведь именно закон справедливости стоит на страже взаимного охранения людей. [c.95]
Но даже в рамках данных представлений находится место проблемам осуществления справедливости. Как отмечалось, справедливое хозяйственное устройство — главная тема работы А. Смита Исследование о природе и причинах богатства народов , где справедливость рассматривается как обеспечение равенства всех перед законом. [c.98]
Вернуться к основной статье