ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Очерк 8. Государство как выразитель этических ценностей общества
из "Экономика и этика "
О регулировании экономических процессов в период, средневековья религиозными и светскими властями уже упоминалось. Однако эта проблема не является темой данного очерка, поскольку государства в современном смысле ещё не было. При феодализме, как и во всех обществах доиндустриального типа, власть и собственность соединялись в одном лице. Й даже осуществление судебных функций феодалом рассматривалось как выполнение им его общественных обязанностей. [c.133]Дискуссии О роли государства имеют в виду государство, которое сложилось в эпоху формирования рыночного хозяйства. Это был период разработки концепции естественного права и естественного порядка . Именно в этот период под естественным правом стала пониматься система правовых норм, которые благодаря общности человеческой природы обязательны для всех людей везде и всегда. [c.133]
Добавим, что современный демократический политический механизм был создан на основе доктрины либерализма, где ценности либерализма преобладали над ценностями демократии. А высшими этическими ценностями либерализма являются свобода и независимость. И эти ценности, выраженные в концепции естественного права, подразумевающего существование священных, неотчуждаемых прав и свобод индивида, отливались в механизм власти, который обеспечивал политическое равенство всех перед законом. Принцип либерализма, основанный на концепции естественных, неотчуждаемых прав и свобод, предполагает формальное равенство всех перед законом. И значит, вопрос формирования государства сводился к формированию института, обеспечивающего формальное равенство граждан, их защиту от произвола. [c.136]
Впрочем, это не совсем точная формулировка. По всей видимости, любая социально-экономическая система предполагает осуществление определенных этических ценностей, среди которых едва ли не главенствующими являются свобода, равенство, справедливость. По крайней мере, это было лозунгом и эмоциональным требованием всех революции, в частности, лозунгами Великой Французской революции, на знамени которой было начертано Свобода, Равенство, Братство . [c.137]
Однако в рамках данных представлений о свободе и равенстве мы должны принять и значительное неравенство (или значительную дифференциацию) по критерию конечного распределения созданного общественного продукта, поскольку люди не обладают равным объемом факторов производства (земли, капитала, предпринимательских способностей). На это обратили внимание критики данной интерпретации свободы и равенства, заметив, что формальное равенство ведет к фактическому неравенству, а свобода от сословных и иных ограничений ведет к зависимости от золотого тельца 2. [c.138]
Во второй половине XIX в. изменяется взгляд на роль государства. Оно перестает рассматриваться лишь как инструмент, обеспечивающий формальное равенство всех перед законом, как институт, реализующий концепцию естественного права. Государство начинает рассматриваться как институт для реализации своих интересов всеми классами и социальными группами, Не в последнюю очередь это было связано с введением системы всеобщего избирательного права, обеспечивающего широкое участие всех граждан в политической жизни страны, Как в теории, так и на практике получает развитие концепция социально ответственного государства. [c.139]
В это же время были введены субсидии неработающим и пособия по болезни. Эти процессы и положили начало расколу солидарности налогоплательщиков, и идея выравнивания доходов силами государства получает все большее распространение и поддержку. [c.143]
При этом необходимость перераспределения достаточно часто трактуется в терминах справедливости, и в этой связи государство рассматривается как институт реализации идеалов справедливости. [c.143]
Вернуться к основной статье