ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Очерк 9. Роль хозяйственных идеологий в процессе формирования целей социально-экономического развития
из "Экономика и этика "
Что представляет собой хозяйственная идеология В общем виде — это система взглядов, представлений, означающая внесение в экономические рассуждения определенной системы ценностей, определенное представление о социально-экономическом идеале, достижение которого выступает как цель экономического развития. Это еще раз доказывает, что экономическая система и сопровождающие ее экономические теории вырастают на определенной этической почве и предполагают определенные этические основания. [c.160]Однако в рамках данной доктрины признается не только ценность свободы, но и такая этическая ценность, как равенство. В политико-правовой области равенство трактуется исключительно как формальное равенство перед законом, а в экономическом смысле — как равенство перед рынком, который выступает как верховный арбитр при оценке вклада каждого в увеличение общественного богатства. [c.161]
Как видим, в рамках хозяйственной идеологии либерализма реализуются такие важные этические ценности, как свобода, равенство, справедливость. И что немаловажно, принятие этой системы ценностей сопровождается наивысшими темпами возрастания общественного богатства. По крайней мере, так считают представители классической политической экономии. Вспомним ход рассуждений А. Смита, который сводится к тому, что в условиях экономической свободы реализация своекорыстного интереса, направленного на максимизацию собственной выгоды, приведет к росту общественного богатства и благосостояния. Таким образом, в рамках существующей системы представлений свобода рассматривается не только как этическая, но и как инструментальная ценность — условие возрастания богатства нации. А убеждение, что рост материального богатства является высшей целью развития общества, стало экономической догмой именно со времен классической политической Экономии. [c.162]
Отметим, что максимальное возрастание общественного богатства происходит в условиях экономической свободы, и потому максимальное использование стихийных рыночных сил и минимальное принуждение, в том числе со стороны государства, представляет собой основной принцип либеральной идеологии. [c.163]
По мнению представителей данной хозяйственной идеологии, модель свободного рынка обеспечивает не,только реализацию в обществе принципов свободы и справедливости, но и эффективное функционирование хозяйства . Любопытно отметить, что хозяйственная идеология либерализма исходит из существования одной нормальной модели экономики, и все остальные модели оценивает по степени приближения к провозглашенному идеалу. В этом проявляется определенное сходство с классической политической экономией, которая также признает универсальную значимость единых и неизменных принципов и законов. [c.164]
Консерватор исходит из признания национального характера экономики, специфики национальных условий и приоритета национального интереса. Эти идеи и были выражены представителями немецкой исторической школы. Ее идеолог Ф. Лист (1789—1846) утверждал, что экономика отдельных стран развивается по собственным законам, и поэтому для каждой страны характерна своя национальная политическая экономия , задача которой заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации. И, что любопытно отметить, именно у Листа нация, объединяющая всех своих членов патриотической связью, выступает в качестве самостоятельного экономического субъекта. [c.166]
В заключение еще раз отметим, что в рамках консервативной хозяйственной идеологии высшими этическими ценностями являются не свобода и равенство, а солидарность и справедливость. При этом отвергается понятие процессуальной справедливости, а превозносится справедливость конечных состояний. Справедливость вознаграждения трактуется как оценка вклада индивида в достижение общих целей (нации и государства). И это очень близко к средневековой трактовке понятия справедливой цены. [c.167]
Как отмечалось, в области непосредственно экономической науки выразителем ценностей либерализма выступала классическая политическая экономия, выразителем ценностей консерватизма — немецкая историческая школа. Именно они обосновали соответствующие хозяйственные идеологии. В классической школе целью экономического развития выступает богатство нации, и потому они приветствуют политику, в наибольшей степени способствующую решению этой задачи, а именно политику экономического либерализма, или экономической свободы. [c.167]
В немецкой же исторической школе целью экономического развития являлось достижение национальных интересов, иными словами, решение приоритетных политических задач. В качестве таких политических задач мог выступать и реальный экономический рост, и обеспечение государственной или национальной безопасности, имперские или националистические притязания, и равенство (возможно, в соединении с четко выраженной статусной иерархией), и сохранение других традиционных ценностей и структур и т.д. [c.167]
Таким образом, хотя и общепризнанно, что основой современной западной цивилизации является принятие идеологии либерализма, и это касается и экономической, и политической сферы, идеология консерватизма также имеет значительное распространение, по крайней мере, в отдельных европейских странах. Однако в большей степени хозяйственная идеология консерватизма характерна для так называемых традиционных обществ, не западных цивилизаций. [c.167]
Демократизм. Как уже отмечалось, идеология консерватизма в большей степени свойственна восточным странам. В странах же Западного мира идеологией, размывающей ценности либерализма, стала идеология демократизма. Как хозяйственная идеология, в отличие от либерализма и консерватизма, она достаточно невыразительна. Во всяком случае, нет экономической школы, в которой данная идеология получила бы полное обоснование и развитие. Скорее, эта доктрина относится к политико-правовой области и область экономики освещается отраженным светом . [c.168]
Впрочем, это соответствовало духу индивидуализма и свободы, оборотной стороной которой является полнота ответственности индивида за результаты своих действий. Представители идеологии либерализма были озабочены обеспечением свобод и прав отдельных индивидов и ослаблением роли и влияния государства и государственной регламентации. [c.169]
Однако провозглашенный либерализмом принцип негативной свободы, сопровождающийся в экономической сфере признанием справедливости результатов рыночного распределения, вряд ли удовлетворял интересы большинства населения. Это привело к распространению идеологии демократизма. Данная идеология в самых общих чертах выражена в принципе народного суверенитета и идет от теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), который считал, что все члены общества должны участвовать в управлении государством через формирование общей воли . При этом, правда, он не предполагал каких-либо механизмов выявления этой воли. [c.169]
Вернуться к основной статье