ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
ПОСЛЕСЛОВИЕ
из "Экономика и этика "
Как видим, вся хозяйственная или экономическая деятельность человека пронизана ценностными установками, которые привносятся и в экономику, рассматриваемую как совокупность процессов производства, распределения, обмена и потребления, и в экономическую науку, представленную как совокупность различных экономических теорий, из сферы нравственности, из сферы этических представлений. И сама хозяйственная этика есть не что иное, как применение социально-этических воззрений и принципов в области экономики. [c.184]Определенные ценностные установки являются той базой или фундаментом, на котором построены различные экономические теории. Как уже неоднократно отмечалось, этой базой для классической политической экономии стало утверждение, что целью развития является рост общественного богатства, которое рассматривается как синоним общественного благосостояния. Отсюда и превознесение своекорыстного интереса, свобода осуществления которого в экономической сфере наиболее верным способом ведет к осуществлению поставленной цели. [c.184]
Однако, как отмечалось в очерке 4, понятие благосостояния есть понятие субъективное, напрямую связанное с господствующей системой ценностей или целей, к которым стремится человек. И если меняются наши представления о содержании понятия благосостояния, меняются и представления о способах и механизмах его достижения. К примеру, в представлениях утопического социализма благосостояние рассматривается как синоним счастья, и достигается оно посредством ликвидации в человеческих отношениях чувства зависти, что, по мнению представителей данного направления, можно обеспечить только одним путем ликвидировав механизм социального сравнения, сделав всех одинаковыми. И, как отмечалось в очерке 5, благосостояние может быть выражено как в категориях материального богатства или полезности, так и в категориях справедливости и свободы. [c.184]
Представляя собой часть культуры, экономика пронизана системой ценностных установок и представлений данного общества. Следовательно, она может функционировать только при существовании определенной системы ценностей и принятии этой системы подавляющим большинством населения. Эту систему ценностей мы можем назвать хозяйственной этикой или культурой. Как отмечалось, она в значительной степени определяет характер и динамику материального производства. Среди прочего, хозяйственная культура обеспечивает поддержание определенного уровня трудолюбия и усердия, аккуратности, исполнительности, аскетизма, праздности. И именно изменения в хозяйственной культуре обеспечили колоссальное развитие экономики в рамках капиталистического хозяйства. Как отмечалось в очерке 3, эти изменения касались взглядов на базовые ценности хозяйственной культуры труд, собственность, богатство, предпринимательство, рационализм и др. [c.185]
Система ценностных представлений, выраженных в том числе и в хозяйственной культуре, обеспечивает и определенное согласие относительно целей общества, которое должно существовать при любом общественном строе. Заметим, что теория благосостояния также должна оказывать влияние на формирование общественного согласия, придавая ясность целям экономической политики. Как неоднократно отмечалось, достижение благосостояния предполагает четкое осознание того, к какой цели или благу мы стремимся. Экономика не может дать ответа на этот вопрос, поскольку имеет дело не с основными (в терминологии Туган-Барановского), а с производными ценностями. [c.185]
Не стоит искать в данной работе готовых ответов на поставленные вопросы. И может быть, самое главное — это задуматься над ними, сделать их предметом размышлений. Без этого невозможно никакое настоящее убеждение, а оно является духовной потребностью человека. В свою очередь, реализация духовных потребностей (этических, эстетических, познавательных, мировоззренческих) и означает развитие человека как личности. [c.187]
Вернуться к основной статье