ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Особенности национального характера и стереотипы трудового поведения российского работника
из "Трудовой потенциал работника "
Понятие национальный характер рассматривается чаще всего в связи с общим определением и признаками нации, в частности, такими, как общность психического склада, общность национальной культуры и т.д. В своем первоначальном значении греческое слово характер обозначает знак или символ, выражающий специфику какого-либо явления характерный — значит, специфический. Позже оно стало обозначать определенные черты, отличающие одного человека от других. [c.152]Нация имеет общую культуру, символы, обычаи и т.п. Как дерево, принадлежащее к определенному виду, обладая своими неповторимыми индивидуальными особенностями, несет в себе некоторые основные черты, характеризующие вид как целое, так и человек общие черты присутствуют у представителей одной нации, хотя и в разной степени и в разных сочетаниях. [c.152]
На уровне обыденного сознания каждый имеет представление об особенностях наций. Например, мы наслышаны, что деловая пунктуальность, высоко ценимая немцами или голландцами, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше — в Латинской Америке. Североамериканцы запросто зовут друг друга только по имени, но это вовсе не означает дружбы или интимной близости, которые такое обращение предполагало бы в Западной Европе. [c.152]
Вместе с тем все подобные характеристики субъективны, а то и вовсе произвольны как-будто сказано что-то конкретное, а по сути ничего не сказано. Так, можно предположить, что финн охарактеризует немца как разговорчивого и общительного, а итальянец того же немца — как сдержанного и замкнутого. И оба будут правы, так как не существует абсолютно сдержанных или абсолютно общительных людей. Оценка зависит от начальной точки отсчета. [c.153]
Какими словами можно определить российский характер Порывистый, горячий, добродушный, старательный, искренний, смелый, вспыльчивый, широкий, прямой, простой .. Все эти качества с большой любовью к своему народу описывает О.А. Платонов в своей книге Русский труд 1. Это важная ошибка методологии многих исследователей национального характера. Дело в том, что на эти перечисленные качества, эпитеты имеют полное право претендовать другие народы. Говорят, что грузины вспыльчивы Но это типично также для итальянцев, испанцев и татар. Украинцы, например, не менее смелы и добродушны, чем русские. Говорят, что украинцы склонны к юмору, но никто не станет отнимать склонность к юмору у евреев, русских, казахов, туркменов, французов, болгар и др. [c.153]
Подобные точки зрения, основанные на поиске общих черт у представителей одной нации и фиксации различий опять же на основании отсутствия каких-то черт, не объясняют особенности трудового поведения каждой из них. [c.154]
Более обоснован подход Л.Н. Гумилева, который убедительно доказывает, что каждый этнос представляет собой оригинальную форму адаптации человека в биоценозе ландшафта 2. Такой подход снимает мистику, которой часто окружаются национальный дух и национальный интерес . [c.154]
Человечество движется к экологической катастрофе. Чтобы преодолеть ее, требуется гуманистический подход во всех основных сферах производства. Наиболее важной задачей является преодоление потребительского подхода к человеку. Этнографы отмечают, что в период обострения национальных противоречий нередко ухудшается социально-экономическая ситуация, но что при этом является причиной, а что следствием —. остается неясным 1. На этот счет наука еще не дает однозначного ответа. Ясно одно должно произойти конструктивное осмысление положения человека в окружающем мире. Во главе угла такого осмысления стоит новое отношение к национальной специфике трудового поведения. [c.155]
Все многообразие и специфика стереотипов поведения или своего рода штампов, шаблонов, стандартов, образцов поведения, принятых в культуре, сформировалось в результате взаимодействия, симбиоза, баланса человека и ландшафта. Человек и окружающая его природная среда дополняют друг друга, что превращает людей в общность, которая не просто слагается из личностей, а сама несет в себе лик . Стандарты поведения проявляются в обрядах, обычаях, общении и этикете, социализации детей, игровом поведении, трудовых навыках и приемах и т.п. [c.155]
Общие условия существования, сходность природно-техно-логических процессов производства, всего, что обеспечивает жизнедеятельность народа, сформировали и стереотипы, объективированные формы трудового поведения, которые присущи разным этническим культурам России. Они зафиксированы в обыденном сознании, в наблюдаемом повседневном поведении, а реализуются в формах стандартизованного продукта совместного труда. [c.155]
Таким образом, в трудовом поведении людей, принадлежащих к одним профессиональным и производственным группам, больше сходства, чем этнических или конфессиональных отличий. Стереотипы этнического поведения затрагивают лишь внешнюю сторону жизни, ее оформление , осмысление, в то время как трудовая деятельность универсальна, она не предполагает выбора, а следовательно, имеет только один путь реализации. Можно обрабатывать землю мотыгой, лопатой, сохой, плугом и другими национальными приспособлениями, наконец, самым современным трактором, но не обрабатывать вообще ее нельзя. Трудовые стереотипы поведения становятся здесь общими, а этнические — специфическими. [c.157]
Вернуться к основной статье