ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Современное воззрение на процесс и объект проектирования
из "Методическое обеспечение САПР в машиностроении "
Прежде, чем что-либо создать, человек формирует в своем воображении субъективную модель предмета труда. Дальнейшая его деятельность заключается в ее реализации. Эти два условных этапа трудового процесса назовем проектирование и исполнение. Если в трудовом процессе участвует один человек, то модель предмета труда может замыкаться внутри его собственных представлений, и понятий. Так было в эпоху ремесленного производства, когда изделия создавались мастером кустарным способом без какой-либо видимой подготовки так бывает и теперь, если предмет труда представляет собой несложный объект. Как только в трудовой процесс вовлекается другой участник, так появляется необходимость передать ему информацию о предмете труда. Делается это в том или ином условном коде — в форме речи, словесного или графического описания. [c.6]К техническому творчеству обращались многие выдающиеся мыслители, художники. По мере развития и совершенствования техники одних творческих способностей становится недостаточно. Сейчас даже самый талантливый художник вряд ли возьмется за инженерное проектирование, если у него нет специальных знаний. И в то же время еще много в процессе проектирования связано с творческими способностями человека, его воображением и интуицией. [c.8]
Творчество будет всегда необходимо проектированию. Однако весь ход исторического развития его методов свидетельствует о том. что неуклонно возрастает число операций, переходящих в разряд формализованных, выполняемых по определенным алгоритмам. [c.8]
Теория машин и механизмов берет на себя методы, с помощью которых может быть решен первый этап проектирования — разработка кинематических схем механизмов, воспроизводящих требуемый закон движения. При этом учитываются вопросы второго и третьего этапов коэффициент полезного действия, возможность изготовления деталей и их сборки. [c.8]
Раздел теории механизмов, посвященный методам проектирования, носит название синтеза механизмов. Основные задачи синтеза 1) преобразование вращательного движения вокруг одной оси во вращательное движение вокруг другой 2) преобразование вращательного движения в поступательное 3) преобразование поступательного движения вдоль одной заданной прямой в поступательное движение вдоль другой 4) воспроизведение одной из точек звеньев механизма требуемой траектории. При решении вышеназванных задач учитываются структурные, кинематические, динамические и метрические условия. [c.8]
Развитие техники в XX веке столкнулось с рядом противоречий. Первое из них заключается в преобладании темпа роста сложности технических систем (ТС) над развитием методов их проектирования. Возрастание сложности ТС проявляется в увеличении количества входящих в нее подсистем и элементов (по данным [1] в среднем по всем отраслям техники число подсистем и элементов в ТС удваивается через каждые 15 лет). Растет также разделение труда и число специалистов, разрабатывающих ТС осложняется согласование действий, теряется представление о разрабатываемой ТС как о едином целом (ТС иногда оказывается малоэффективной или неработоспособной, несмотря на высокие показатели ее подсистем и элементов). [c.9]
Второе противоречие проявляется во взаимодействии таких факторов, как продолжительность разработки и срок морального старения ТС. Оба фактора измеряются временем, причем срок разработки с повышением сложности ТС возрастает, а время до морального износа, из-за ускорения научно-технического прогресса, неуклонно снижается. Устранение этого противоречия может быть достигнуто, во-первых, повышением производительности труда в проектировании, а во-вторых, построением ТС на основе перспективных технических решений. С начала века производительность труда в проектировании возросла лишь на 20 %, в то время как в производстве — на 1000 %. Поиск перспективных технических решений в условиях традиционных методов и средств проектирования осложняется из-за постоянного роста объема научно-технической информации, увеличивающегося в два раза через каждые восемь лет. [c.9]
Методы проектирования, рассмотренные П. Хиллом, призваны организовать процесс. Основными из них являются наглядное представление заданной функции, служащее переходным звеном между поставленной задачей и ее решением и способствующее расширению информационной основы творчества диаграмма идей, дающая наглядное представление о развитии техники в интересующей области матрица идей, представляющая собой средство морфологического анализа независимых переменных и позволяющая вырабатывать различные сочетания характеристик проектируемого объекта, что порождает альтернативные идеи мозговой штурм, дающий возможность получения новых идей путем творческого сотрудничества членов организованной группы специалистов (основной девиз метода Чем больше идей, тем лучше синектика, отличающаяся от мозгового штурма тем, что обсуждение ведется в направлении поиска небольшого числа идей (двух—трех), однако с детальным их рассмотрением (в процессе обсуждения основную роль играет руководитель в группу включаются специалисты различных профессий). [c.12]
Вернуться к основной статье