ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Перспективы восприятия других культур
из "Малые промышленные фирмы на международных рынках Маркетинг 5 "
В наших предыдущих обсуждениях глобальной, европейской и норвежской перспектив мы несколько раз говорили, что возможно норвежским фирмам нужно преодолеть какие-то препятствия при выходе на международную арену. Страна несколько удалена от крупных населенных районов. Нашим непосредственным соседом является море, а ближайшая страна, во многом сходная с нами, так же, как и мы очень трудна для культурного взаимопонимания. Конечно, наши фирмы приобрели значительный опыт в установлении коммуникаций через импортно-экспортные сделки. Но мы вынуждены признать, что эти контакты носили спорадический и поверхностный характер и зачастую зависели от нанятого агента, исполнявшего роль культурного посредника . [c.40]Для ведения международных деловых операций читателям необходимо составить представление о культуре той среды, в которой им придется работать, для чего следует дать некоторые определения, способы классификации культур и их основных элементов. [c.41]
Углублению нашего понимания культуры могут способствовать размышления над ее развитием. Корни человеческой культуры лежат, видимо, в окружающих условиях жизни. Некоторые из них создаются силами природы, другие — самим человеком, одни из них благоприятны по отношению к человеку, другие — враждебны и разрушительны. Заложенные в самом человеке генетические данные могут предрасположить его либо к силе, либо к слабости. Совместное существование развивает нормы поведения и системы ценностей, и в определенных группах эти ценности имеют тенденцию стать законом . Последствия этого можно видеть в общественных институтах, типах поведения в семье, амплуа и т. д. [c.42]
Нашему пониманию культуры может способствовать и ознакомление с различными классификационными схемами, предлагаемыми в свое время, например, схема разделения на культуры высокого и низкого контекста . [c.43]
Рискуя впасть в упрощенчество, можно сказать, что типичные культуры высокого контекста можно найти в некоторых арабских и азиатских странах, в то время как культуры низкого контекста находятся в индустриально развитых странах Запада. Между этими двумя крайностями находится остальное большинство стран, проявляя различную степень характеристик высокого или низкого контекста. [c.43]
Для того, чтобы выявить соотношение между культурой и бизнесом, нужно иметь более детальный и конкретный список элементов культуры. Такой список представлен на рис. 1.4.6, который позаимствован из американского учебника. Мы вкратце поясним его основную структуру. [c.44]
Образование. В своей стране мы редко учитываем направленность, изучаемые предметы, уровень и профиль образования. Сравнительные с зарубежными рынками данные могут помочь нам понять, например, уровень грамотности и его влияние на техническое обучение и установление рыночных связей. Знание формальной системы обязательно при принятии на работу персонала и при ведении дискуссий с клиентами и партнерами. Важно также знать, каким образом местные фирмы осуществляют производственное обучение своего персонала. Скандинавские экспортеры часто приходят к выводу, что в их собственных интересах получить такие знания, чтобы обеспечить правильное использование и обслуживание их продукции и тем самым полнее удовлетворить клиента. [c.46]
Остальные три элемента, ценности (отношения), религия и язык, вероятно, необычны для наших читателей, и все они требуют более тщательного рассмотрения. В рамках этой книги мы дадим краткое объяснение лишь религии и языка, а в следующей главе более детально рассмотрим ценности (отношения), прямо увязывая их с практикой деловых операций. [c.46]
Религия представляет людские поиски идеальной жизни и вбирает в себя как взгляд на мир, на истинные ценности, так и отправление религиозных обрядов. В мире существует множество религий. Все основные религии являются примитивистскими или ориентированными на природу Индуизм, Буддизм, Ислам и Христианство. В каждой из них существуют несколько вариантов или разновидностей, например, католицизм и протестантство в христианстве. Некоторые религиозные ценности оказывают большое влияние на экономическую деятельность поклонение памяти предков может препятствовать применению новых методов в ведении сельского хозяйства, фатализм может уменьшить стремление к переменам, материальные богатства могут рассматриваться как препятствие к духовному обогащению и т. д. Нечестивый (как его можно назвать) Всемирный Банк изучил соответствие между религиозностью и величиной ВНП на душу населения. На первом месте стоят христианские, протестантские общества. На втором месте общества, где распространен буддизм. Самые бедные общества—южно-буддийские и южно-индуистские, и различия в ВНП в них очень велики. На эти различия влияют и другие факторы, но для понимания культуры нации очень важно учитывать именно религиозные аспекты. [c.47]
Следует различать традиционное и современное отношение ко времени. В древние времена человеческая жизнь регулировалась сменой времен года, урожаем, солнцем, луной, приливом и отливом и т. д. Человеческое существование имело естественный ритм, время измерялось крупными отрезками, часы и минуты не имели большого значения. Ритм имел циклический характер, все явления рано или поздно повторялись. Завтра всегда будет день Такое восприятие времени часто называлось круговым и символизировалось колесом жизни , которое постоянно катилось. [c.48]
Современное восприятие времени часто называется линейным . Оно символизируется лентой, тянущейся из прошлого через настоящее и в будущее. Ушедшее время никогда не вернется, следовательно, нужно беречь время, время есть деньги, и нужно планировать использование времени. Такое отношение ко времени развивалось по мере того, как уменьшалась численность занятых в сельском хозяйстве, а большинство населения переехало в города и стало работать в промышленности и на других городских работах. [c.48]
Несоответствия между различным восприятием времени часто вызывают шок. Западные бизнесмены считают расторопность и точность единственными показателями рационального поведения. Встречи должны проводиться в точно назначенное время, все проекты должны осуществляться в соответствии с точным временным расписанием, соглашения должны иметь точно определенные даты вступления в силу и потери силы. В других же странах мира все это не столь важно. Даже наоборот, опасаются, что чрезмерная концентрация внимания на времени может привести к ограниченному, зауженному пониманию рассматриваемого вопроса, к безличным контактам и даже к снижению творческих возможностей. [c.48]
Очевидно, в настоящее время мы наблюдаем процесс постепенного сокращения разрыва между традиционным и современным восприятием времени. На Западе уже отмечаются противодействия многочисленным кратковременным рыночным спекуляциям, манипуляциям с компаниями и счетами. На Востоке отмечаются примеры того, как традиционные культуры исключительно быстро становятся бизнесом. [c.48]
Обсуждая достижения и благосостояние, следует помнить, что экономическая теория создавалась под влиянием Запада. Шотландец Адам Смит считал само собою разумеющимся, что умеренность, бережливость и продуктивные капиталовложения достойны похвалы. В отдельных странах мира даже в настоящее время это не обязательно так. Отрицательное отношение могут вызвать методы получения доходов. Во многих обществах земля и производство товаров находятся под контролем правящих классов. Новички в бизнесе поэтому занимаются торговлей и выполнением других посреднических функций. Но их доход часто считается подозрительным и из истории хорошо известны случаи преследования ростовщиков . [c.49]
Роль ростовщика и его принцип получения дохода от процентов кажутся особенно уязвимыми. Услугам, которые он предлагает, трудно дать надлежащую оценку, и часто кажется, что размер процента определяется степенью нищеты берущего в долг. Во многих странах запрещено давать деньги в долг под проценты, и западным экспортерам с трудом приходится приспосабливаться к таким экономическим режимам. При передаче технологий производства лицензионные платежи могут вызвать протест, так как они могут рассматриваться как использование слабости плательщика даже после того, как он приобрел соответствующие навыки и стал получать прибыль для себя. В подобных случаях приемлемой альтернативой может быть выплата, производимая единовременно, либо в течение первых нескольких лет. [c.49]
Для успешного руководства деловым предприятием на стыке разных культур следует отдавать себе отчет в своей квалификации и склонностях. Каждому нужно вести борьбу с так называемым критерием самооценки (SR ), предполагающим, что новые и необычные впечатления всегда будут соотноситься с уже знакомым и нормальным . [c.50]
Как следует использовать культурные способности на более практическом уровне, например, готовясь к проникновению на новый рынок Первым делом следует наметить схему возможных барьеров, объясняющую, какие традиции, табу и пр. повлияют на наш проект. Теоретически любой человек может выявить такие помехи через исследование маркетинга. Но методы исследования могут оказаться не до конца разработанными и не вскрыть глубоко укоренившиеся проявления культуры, а исследователь может оказаться слишком неопытным и не заметить их скрытого смысла. Во всяком случае, малые фирмы редко могут позволить себе провести тщательное первоначальное исследование и вынуждены работать с уже имеющимся материалом. Это также может дать понимание проблемы, т. к. большинство наших крупных рынков охвачено базами данных и справочниками. Полезный совет можно также получить от специалистов Норвежского Экспортного Совета и от других фирм, действующих на параллельных рынках. [c.51]
Вторым шагом может быть сортировка барьеров на те, которые мы можем устранить или изменить, и те, с которыми нам придется сосуществовать. Может показаться самоуверенностью для норвежской фирмы помышлять об устранении или изменении культурных барьеров. Но в некоторых случаях удавалось создавать благоприятную обстановку, правда, через местных влиятельных лиц. Арабский шейх может сделать так, что современное техническое средство будет приемлемым, даже если оно не рекомендовано Кораном. Сильные лидеры фермерских ассоциаций могут способствовать внедрению новых минеральных удобрений, даже если они противоречат методам, унаследованным от предков. [c.51]
Вернуться к основной статье