ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Потребности и возможности - определители деятельности
из "Теория организации "
Потребности и ВОЗМОЖНОСТИ. Чтобы жить, человек обязан удовлетворять естественные потребности в жилище, еде, воде, одежде и во многом другом. Потребность — это испытываемая человеком необходимость существования и выживания в определенных условиях жизни и развития. Будучи осознанными, потребности проявляются в форме мотивов намерений поведения человека. [c.8]Таким образом, потребности побуждают человека к активности. Они определенным образом влияют на его переживания, мышление и волю. В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения потребностей, с учетом средств и способов их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или успокоения, чувство удовлетворенности или неудовлетворенности, удовольствия или раздражения. [c.8]
Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен изыскать те или иные средства и способы удовлетворения, поэтому он обязан решать определенные теоретические и практические задачи. Следовательно, потребности — основная побудительная сила прежде всего мыслительной деятельности человека. [c.9]
Воля также побуждается потребностями, так как они проходят в первую очередь через сознание человека, т.е. осознаются, и проявляются в форме воли. Благодаря настойчивости, волевому усилию человек преодолевает трудности, ограничения, сбойные ситуации, дезорганизующие факторы на путях к цели и практически решает выявляемые проблемы и конкретные задачи. Следовательно, основной определитель поведения человека, его деятельности — соотношение потребностей и возможностей. [c.9]
ИНСТИНКТЫ. Иное дело стереотипы поведения, передаваемые по наследству. Их называют инстинктами. [c.9]
Инстинкты — это акты поведения, связанные с удовлетворением биологических потребностей. Они генетически запрограммированы в половой клетке и передаются от поколения к поколению в стабилизовавшемся структурном отношении. Эти отношения определяют характерный для особей образ жизни. Например, пчелы и осы создают соты, для изготовления которых человеку необходимо решать задачу оптимального программирования, чтобы минимизировать затраты сырья для достижения оптимального результата вместимости. Они же затрачивают минимум вещества для создания максимального вместилища, четко соблюдая при этом геометрические пропорции ячеек. [c.9]
например, без логарифмической линейки и предварительных расчетов искусно строят плотины и свои жилища на берегу рек. Термиты создают довольно устойчивые и прочные термитники. Ласточки устраивают под карнизами домов надежные по креплению и подвеске консольные гнезда и т.п. [c.9]
Инстинкты целесообразны для сохранения жизни и рода в постоянных условиях среды обитания. Если же условия среды меняются, инстинкты, сохраняя унаследованные структурные отношения в поведении, утрачивают свою способность адаптироваться к новым условиям. Бобры, например, даже сидя в клетке, пытаются строить плотину. Гагара старается согреть голый камень вместо выбранного яйца. Это свидетельствует о том, что инстинкт остается слепой силой, рационально отобранной и сохраненной природой в процессе естественного отбора. [c.9]
Классификация человеческих потребностей. Психологи утверждают, что потребность у человека возникает тогда, когда он ощущает физиологический или психологический недостаток в чем-либо. Теории мотивации представляют попытки классифицировать человеческие потребности по определенным категориям. Но до сих пор нет ни одной общепринятой идентификации потребностей кроме разделения их на первичные и вторичные. [c.10]
Относительно зрелого сформировавшегося организма человека реально существуют все категории потребностей. Переход же от одной группы потребностей к другой обусловлен не законом возвышения потребностей, а формированием у человека системы высшей нервной деятельности, развитием его сознания, интеллекта, уровня воспитания, приобретением житейского опыта и знаний. Закон возвышения потребностей действует независимо от степени индивидуального развития человека по всем группам потребностей в меру развития производительных сил общества, его культуры, техники, экономики. [c.10]
По мере физиологического, социально-психологического, интеллектуального и морально-этического развития человека как личности изменяется и мотивация его деятельности (рис. 1.1). При этом потребности остаются предметом мотивации на всех стадиях ее эволюции от 1 до 9. [c.10]
По мере физической, интеллектуальной и нравственной зрелости человека в его сознании (4.1) могут изменяться представления реальной действительности в отношении к одной и той же физиологической потребности, т.е. изменяться желания (5.1) как субъективные выражения потребности. Может появиться способность приготовить ту же пищу вкуснее, умение (6.1) делать и приобретать навыки самому, например самостоятельно печь пироги. Благодаря проявленному интересу, появившемуся желанию и приобретенному умению накапливаются знания и опыт (7.1) удовлетворения физиологической потребности наивысшего качества, но пока не с наименьшими затратами энергии и времени. [c.12]
Обобщение опыта показывает, что лишь совместные согласованные действия производительных сил позволяют удовлетворять потребности не только с наивысшим качеством, но и наименьшими затратами энергии и времени. Однако это уже иной порядок отношений — социум (8), предусматривающий коммуникабельность, общительность, слаженность, ритмичность. Возникает проблема совместимости (9.1) индивидов, терпимости, приживаемости, адаптивности не только относительно физиологических потребностей, но и связанных с процессом ее удовлетворения остальных групп. [c.12]
В таком же органическом единстве и логической последовательности развития находятся остальные группы потребностей. Их содержание и характер связаны как со строением и динамикой мотивов человека, так и с возможностями реальной действительности, которыми он владеет. [c.12]
Первичные физиологические потребности генетически заложены в потенциальных возможностях человека жить в рамках допустимых норм. Это значит, что человек должен иметь удовлетворительное жилище нормально дышать, пить, потреблять пищу, двигаться, видеть, слышать, ощущать, обонять, осязать, спать, отдыхать, отправлять свои нужды, поддерживать гигиену тела надежно защищать себя от переохлаждения и перегрева, от облучения, загрязнения, заражения, отравления, физического повреждения и т.п. [c.12]
В таком обществе обостряются две полярные крайности нищета и комфорт. Нужда одних и роскошь других, отражаясь в сознании людей, приводят сначала к эмоциональному переживанию такой несправедливой действительности, а затем к росту физиологической несовместимости, взаимной неприязни и отторжению. Таким образом, неотвратимое, систематическое расслоение общества приводит к его распаду, разрушению изнутри. [c.13]
Социально-психологические потребности (1.2) в труде, общении, самовыражении, обмене творческими способностями, признании общественной значимости выражают социальную природу человека. [c.13]
Ведущей потребностью этой группы становится потребность в труде. Она проявляется в неодолимом тяготении к труду как жизненно необходимой и приятной деятельности, где человек может проявить свои природные и творческие способности, приобретенные навыки и умение. Труд становится делом чести и мерилом нравственных достоинств человека, источником развития личности. Труд, ставший первой потребностью жизни, доставляет личности радость и счастье. В таком случае лишение человека этой возможности равноценно состоянию напряженности и неудовлетворенности, какое он испытывает, например, при неудовлетворенности потребности в пище. [c.13]
Человек не может жить без общества себе подобных. В нем обретался язык общения, формировалась культура отношений, развивалась нация. Лишение возможности общаться с другими людьми — самое суровое после смертной казни наказание, характерное для многих стран мира. [c.13]
Вернуться к основной статье