ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Лидерство
из "Менеджмент "
Известно, что знаменитые японские кружки качества не получили развития в Европе и США. Кружки качества , как элемент организационной культуры, действительно показали в Японии свою высокую эффективность и способствовали повышению удовлетворенности работников японских фирм. Однако при попытках перенести этот опыт на американские и западноевропейские предприятия не получилось того, что имело место в Японии. Это говорит о том, что приобретенное в рамках национальной культуры ею и поддерживается и развивается, а при перенесении на другую почву может потерять эту поддержку и, в конечном итоге, не состояться. [c.356]Для практики управления важно получить от теории ответ на два вопроса что надо знать о национальной культуре, чтобы предопределить ее влияние на культуру организации, и можно ли сращивать элементы разных национальных культур в рамках одной организации. [c.356]
Ответ на первый вопрос может дать рассмотрение ряда известных подходов и моделей изучения национального в культуре. [c.356]
Разобраться в разнообразии подходов к анализу культуры помогает определенная систематизация многочисленных переменных, предлагаемых специалистами. Под систематизацией в данном случае понимается упорядоченность во взаимосвязях между частями, составляющими единое целое. При этом выделяются следующие элементы [ 5 ]. [c.356]
Система образования - это то, как молодые и новые члены общества обеспечиваются информацией, знаниями, навыками и ценностными ориентирами. Так, например, в одних культурах больше учат через то, что не надо делать, а в других - наоборот. [c.356]
Экономическая система - это способ, с помощью которого общество производит и распределяет товары и услуги. При этом имеет место и групповой, коллективный и индивидуальный подходы. [c.356]
Политическая система - это то, что преимущественно используется для поддержания порядка и существующей власти. Это могут быть атрибуты племенного и даже родового подхода, а могут быть элементы развитой демократии. [c.356]
Система социализации - это сеть и принципы социального группирования, создаваемые людьми в данном обществе. [c.357]
Система здоровья - это способ, с помощью которого культура предотвращает и исцеляет заболевания, а также проявляется забота о жертвах бедствий и инцидентов. [c.357]
Система отдыха - это пути социализации людей и использования своего свободного времени. Некоторые культуры уделяют значительное внимание занятию людьми спортом, культивируются различные виды активного отдыха. В ряде культур имеет место акцентирование внимания в отдыхе на народные танцы и пение, на посещение зрелищ и т.д. [c.357]
Все перечисленные составляющие непосредственным образом оказывают влияние на формирование определенной национальной культуры (рис. 10.12), которая чаще всего принимается во внимание при формировании культуры организации, действующей в данном обществе. [c.357]
под первой переменной, названной дистанцией власти, понимается степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает допустимой или нормальной. При этом низкая степень характеризуется относительным равенством в обществе, а высокая - наоборот. [c.358]
Вторая переменная характеризуется индивидуализмом или степенью, с которой люди данной страны предпочитают действовать как индивиды, а не как члены какой-то группы. Высокая степень этой переменной предполагает, что человек, находясь в условиях свободных социальных связей в обществе, сам заботится о себе и своих близких в семье, равно как несет за все свои действия полную ответственность. Эта же переменная характеризуется как коллективизм (или низкая степень индивидуализма). В коллективистских обществах людям с детства прививают уважение к группам, к которым они принадлежат, обычно семье, роду, клану или организации. Разницы между членами группы и теми, кто вне нее, не проводится. Члены группы ожидают, что группа защитит их и будет нести за них ответственность, если они попадут в беду. За это они обязаны платить лояльностью своей группе в течение всей жизни. В индивидуалистских обществах с детства приучают думать о себе в терминах Я , а не часть Нас . Ожидается, что встав однажды на ноги, индивид уже не будет получать защиты от своей группы, и она не будет нести за него ответственность. Поэтому он не должен проявлять сильную лояльность по отношению к группе. [c.358]
Третья переменная также имеет два полюса мужественность и женственность, отражающие то, как люди данной культуры относятся к ценностям типа настойчивость и самоуверенность , высокий уровень работы , успех и конкуренция , которая ассоциируется почти везде в большей мере с ролью мужчины. Эти ценности отличаются от нежных ценностей типа жизненных удобств, поддержания теплых личных отношений, заботы о слабых и солидарности, ассоциируемых преимущественно с ролью женщины. Речь идет о преобладании в обществе образцов поведения, присущих либо представителям мужского, либо женского пола. Роль женщины отлична от роли мужчины во всех странах, но в жестких обществах это различие больше, чем в нежных . [c.358]
Четвертая переменная получила название стремления избежать неопределенности и может быть определена как степень, с которой люди данной страны оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным. [c.358]
Цифрами указаны баллы, отражающие степень проявления той или иной переменной культуры. [c.359]
вера о природе человека заключается не в понимании того, как один индивид думает о другом, а в том, во что индивид верит, рассматривая возможности человека. Например, можно ли изменить человека или нет. Или являются ли люди изначально плохими, хорошими или теми и другими. [c.360]
В организации ценностные ориентации в отношении природы человека могут, согласно модели, измеряться через следующие характеристики система контроля стиль управления организационный климат. Последние также имеют свои вариации для каждой из культур (табл. 10.7). [c.360]
Вернуться к основной статье