ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
из "Экономика и организация природопользования "
Чехов Дядя Ваня , 1897 г. [c.179]Природа покоряется лишь тому, кто сам покоряется ей. [c.180]
К концу 1960-х годов стало очевидным, что бесконтрольное использование природных ресурсов, а также ухудшение состояния окружающей среды представляют собой угрозу существования человечества. Как отмечалось в докладе Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития Наше общее будущее , несмотря на появление у мирового сообщества многих общих взглядов на экологические проблемы, продолжающаяся ничем не сдерживаемая деградация окружающей среды угрожает благосостоянию людей, а в некоторых случаях и существованию жизни на планете. [c.180]
Современный этап взаимодействия общества и природы характеризуется резким усилением противоречий между развивающимися производительными силами, их воздействием на состояние окружающей среды и способностью природы противостоять отрицательному воздействию производства. В этих условиях принципиальной особенностью современной НТР является ее ресурсосберегающий характер. Уже в начале 1970-х годов стали проявляться тенденции, когда экономическое развитие при экстенсивном вовлечении в переработку все большей массы природных ресурсов заходит в тупик. Переход к ресурсосберегающему типу производства стал настоятельной потребностью экономического развития. [c.181]
По мнению профессора Р.А. Перелет, можно представить следующую хронологию формирования и развития идеологии устойчивого развития в мире и в России. [c.181]
Живем или не живем .. [c.182]
Концепция устойчивого развития стала известной с начала 1980-х годов. В большинстве исследований признается, что прежняя концепция взаимодействия общества и природы, ориентированная на охрану окружающей среды, не обеспечила стабилизации эколого-экономической ситуации. Подверглась пересмотру десятилетиями господствовавшая парадигма экономического роста . [c.183]
Речь идет об ориентации экономического роста таким образом, чтобы совмещать последствия воздействия человеческой деятельности с ее безопасностью. [c.183]
Первый подход предусматривает возможность выживания современной цивилизации и дальнейшее ее развитие с помощью технического прогресса. Антропоцентрический, или утилитарный, подход к проблеме базируется на требованиях человека к качеству среды обитания и ориентируется на потенциальную полезность природных объектов для человека и удовлетворения его потребностей. [c.185]
С учетом усиливающихся антропогенных факторов, связанных с загрязнением окружающей среды и исчерпанием природных ресурсов, понятие устойчивого развития нами дополняется системой экологических ограничений. В этом случае под устойчивым понимается такое развитие общества, при котором удовлетворение потребностей осуществляется в рамках экологических ограничений без отрицательных последствий для будущих поколений. Другими словами, это такое развитие экономики, при котором обеспечивается улучшение благосостояния, условий труда и жизни настоящего и будущих поколений, сохранение динамического равновесия между всеми компонентами биосферы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов с широким вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства и потребления. [c.186]
Ориентация на новую стратегию развития экономики, основанную на осознании обществом ограниченности природных ресурсов, предопределяет также необходимость ограничения потребностей, переход собственно к понятию рациональных экологических потребностей. [c.186]
Третий подход базируется на учении В.И. Вернадского о ноосфере (сфере разума) и заключается в следующем человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу. Биосфера перерабатывается научной мыслью социального человечества, переходит в новое эволюционное состояние — ноосферу, а задача науки состоит в сознательном направлении организованности ноосферы, распределении богатств, связанных с осознанием единства и равенства всех людей, единства биосферы. [c.188]
Выступая на деловом саммите АТЭС Бизнес и глобализация , ноябрь 2000 г., Бруней, Президент России В.В. Пугин отметил Наш соотечественник Владимир Вернадский еще в начале XX века создал учение об объединяющем человечество пространстве — ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития . [c.189]
Вернуться к основной статье