Известно, что за 300 лет до н. э. в Вавилоне использовались еще золотые и серебряные слитки. Приобретая товары, покупатели в обмен отрезали от слитка маленькие кусочки. В Вавилоне уже знали, что эллины пользуются маленькими плоскими дисками из серебра с цифрами и рисунками — драхмами. Их привозили купцы из Афин. Но вавилоняне не доверяли обозначениям на монетах и полагали, что вернее взвешивать деньги в слитках, и даже драхмы. [c.15]
К концу VII столетия до н. э. Афины начали чеканку монет, основанную на системе мер и весов. Афинская валюта стала вытеснять айгинскую и в течение V столетия до н. э. доминировала на территории восточного Средиземноморья. [c.15]
Золотой век в Афинах считается временем расцвета демократии, т. е. власти народа. В это время все свободные граждане [c.16]
Ревизорские палаты и перечень их работы описаны Аристотелем в его конституции. Он выделил три палаты ревизоров . Каждая из них состояла из десяти человек. Первая палата включала ревизоров совета, выбранных из пятисот ее членов. Вторую палату представляли так называемые управленческие бухгалтеры , которым ассистировали десять адвокатов. В состав третьей палаты входили ревизоры, которым ассистировали двадцать экспертов — консультантов. Все эти бухгалтеры представляли высокий контролирующий орган власти в Афинах. [c.18]
Самым известным и могущественным городом-государством стали Афины. Сохранившиеся описи, инвентари и ссылки на них освещают учет ресурсов и особенности экономики. [c.131]
По счету следующее сабли золоченые 6 золоченый сноп, 11 колосьев 2 корзины деревянные позолоченные (и т.д.). Золотой венок, вес его 33 др. Золотой венок Афины-Победы, вес его 33 др. Золотая тетрадрахма, вес ее 7. др. и 21/ обола. Оникс с золотым перстнем, без весу". [c.132]
Ежегодные взносы Афинам от союзников определялись по смете и учитывались как опись. Реконструкция мраморной стелы 425-424 годов до н.э., некогда стоявшей на Акрополе, позволяет прочесть следующее [51, с. 238 J [c.134]
Солон - афинский политический деятель (ок. 640-560 до н.э.) и поэт из знатного, но обедневшего аристократического рода. Вынужденный заботиться о существовании, занялся торговлей. С 594 г. до н.э. - архонт (одно из 9 высших должностных лиц в Афинах). Имел чрезвычайные полномочия для преодоления экономического и политического кризиса в Афинах. [c.134]
Солон был смелым реформатором. Отменил не только долги и вернул земельные участки прежним владельцам, но и продажу в рабство за долги. Вернул за выкуп соотечественников, проданных в рабство. Солон также ввел ссуды и проценты по ним для стимулирования кредитования. Скидки предоставлялись только вдовам и сиротам. Он создал условия для частного финансового предпринимательства, осуществил унификацию мер и весов в Афинах за счет отмены местных и родовых мер, провел денежную реформу, введя эвбейский талант. Он же ввел имущественный ценз все население было разделено на четыре разряда в зависимости от дохода с земли. [c.135]
Афинская монета высоко ценилась благодаря высокому содержанию в ней серебра. Когда во время войны со Спартой необходимо было много серебра, а его запасы стали истощаться, в Афинах пытались выпускать золотые монеты, но особого успеха они не имели из-за привычки к серебряным, освященным к тому же наиболее почитаемой богиней Афиной. После этого стали чеканить бронзовые монеты, равные серебряным по размеру и обозначающие те же денежные единицы. В результате инфляции серебряные монеты исчезли из оборота, но в 393 г. до н.э. "жалкие куски бронзы" отменили указом [251, с. 222]. [c.136]
Одна из любимых тем разговоров - общественная касса Афин. Примечательно выражение "Даже на смертном одре афинянин протягивает руку — за чаевыми, конечно" [251, с. 239]. [c.138]
Из бывших рабов происходил и самый известный и богатый банкир Афин IV века до н.э. Пасион. Его собственный бизнес начался с И талантов в арендованной у бывших владельцев трапезе, а ко времени окончания им финансовых дел собственный его капитал составлял уже 39 талантов, что было высшим имущественным показателем того времени [270, с. 170-173]. [c.140]
Эллинистический египетский банк остается в экономической истории как "курьезная смесь налоговой конторы и регулярного греческого банка. .. Афин IV века до н.э. Это феномен в истории древнего мира, дающий еще один пример дуализма в экономической и социальной структуре страны" [291, т. 1, с. 405]. [c.161]
Речь - важный исторический источник. Она содержит ряд сведений об аттическом праве, деятельности ростовщиков, торговых связях Афин с Боспорским царством в начале IV в. до н.э. [c.255]
Другую раннюю разновидность рекламы олицетворял собой городской глашатай. Золотой век Древней Греции видел глашатаев, которые ходили по улицам Афин, возглашая о продажах рабов, скота и прочих товаров. Вот как звучала рекламная песнь , предназначенная для древнего жителя Афин Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслип-тоса . [c.514]
В современных школах менеджмента приводятся интересные характеристики управленческих культур. Так, руководитель Зевс соответствует культуре властного типа, Апполон — ролевого, Афина нацелена на достижение целей и решение конкретных задач, Дионис — на личность1. [c.73]
В мире насчитывается более 50 рынков золота 11 — в Западной Европе (Лондон, Цюрих, Париж, Женева и др.), 19 — в Азии (например, Бейрут, Токио), 14 — в Америке (5 — США), 8 — в Африке. В зависимости от режима, санкционируемого государством, золотые рынки подразделяются на четыре категории мировые (Лондон, Цюрих, Нью-Йорк, Чикаго, Сянган (Гонконг), Дубай и др.), внутренние свободные (Париж, Милан, Стамбул, Рио-де-Жанейро), местные контролируемые (Афины, Каир), черные рынки. До 1968 г. крупнейшим мировым рынком золота был Лондон в значительной мере благодаря регулярным поставкам металла из ЮАР. Переориентация таких поставок в Цюрих способствовала повышению роли этого мирового рынка золота. Почти половина реализуемого в Лондоне и Цюрихе металла перепродается на других рынках. На лондонском рынке золота господствуют пять крупных компаний, на Цюрихском — большая тройка швейцарских банков, организованных в форме пула. С середины 70-х годов среди мировых рынков золота выдвинулись нью-йоркский и чикагский рынки в связи с отменой в 1975 г. 40-летнего запрета гражданам США совершать сделки с золотом. Нью-Йорк стал ведущим рынком золота с 80-х годов. [c.394]
Сущность прогноза на основе тренда хорошо иллюстрируется следующим рассказом о греческом философе Диогене, жившем в большой бочке на берегу Саронического залива недалеко от афинского порта Пирея. Как-то вечером Диогена стал окликать снаружи неизвестный. Диоген вышел в нему. - Скажи, мудрый человек , -спросил путник, - дойду ли я к закату в Афины Диоген посмотрел на него и сказал - Иди Путник повторил свой вопрос... - Иди - закричал Диоген, и путник, пожав плечами, побрел по берегу. - Вернись - снова закричал Диоген, и путник вернулся к нему. - Вот теперь я тебе скажу, что до заката ты не дойдешь до [c.357]
Начало современному учету было положено в Лидии — родине легендарного Креза (выражение богат как Крез до сих пор обозначает несметное богатство). Оживленная торговля между полисами вызвала у торговцев необходимость при переезде менять одни деньги на другие (другой системы и курса). Это обстоятельство породило банки и банкиров. Сначала появились простые менялы. Они имели свои столы (по-гречески трапезы ) в самом людном месте, проверяли монеты и обменивали их по определенному курсу за плату (аллагэ). Их так и называли — трапе-зитами (буквально человек за столом ). Трапезы впервые упоминаются в литературе в 520 г. до н. э. В Афинах в IV в. до н. э. насчитывалось 23 трапезита, а по всей Греции известно 33 полиса, где имелись трапезы. [c.21]
Он родился в 14452 году в Борго Сан-Сеполькро, по-итальянски это звучит не слишком радостно город Святого гроба. Городок, а это был именно маленький провинциальный городок, принадлежал Афинам Возрождения — Флоренции, городу-республике, хотя в этническом и географическом отношении его следует отнести к северной Умбрии. [c.172]
Древнейшие греческие учетные памятники относятся к VIII веку до н.э. "Каменный архив" Эллады на скалах острова Феры (Теры) с монументальными списками должностных лиц, описями налогов и дани союзников Афин демонстрируют так называемый лапидарный стиль (lapidarius с латинского означает "высеченный"). [c.127]
Великие Панафиней — национальный праздник в честь богини Афины раз в четыре года в начале августа. [c.131]
Другой документ от 414-413 гг. до н.э. [51, с. 290] - список рабов, выставленных на продажу с аукциона. Документ был выполнен на мраморной плите, фрагмент которой найден около портика Афины Археге-тиды в Афинах. Продаже предшествовала трагедия, и сам он рассказывает о печальном событии - продаже "с молотка" живых людей. [c.132]
Перикл (ок. 495-429 до н.э.) - крупный государственный деятель Афин из аристократического рода. Демократические преобразования, расцвет афинского общества в V веке до н.э. связаны прежде всего с именем Перикла. [c.135]
В связи с тем, что Афины имели приоритет в международной политике, культуре и торговле, то их денежная валюта - афинские серебряные монеты - была наиболее надежна. Эти монеты называли "совами", так как на реверсе изображалась сова (на аверсе - голова Афины). Сова же была символом Лаврионских (по некоторым источникам - Лав-рийские) серебряных рудников, где гнездились совы. Из комедии Аристофана "Птицы" известно остроумное выражение с лаврионских совах, которые вьют гнезда в кошельках и выводят там маленькие монетки. Деньги назывались и "девушками" в честь богини Афины, покровительницы города. [c.136]
Благодаря возникновению денежного обращения натуральное хозяйство постепенно приобретало черты товарного. Набирала силу торговля, прежде всего посредническая, назначением которой была скупка и перепродажа предметов, пользующихся спросом (оружие, произведения искусства, предметы быта). Государство регулировало торговлю в целом, устанавливая правила продаж и цены на товары первой необходимости. В Афинах был запрещен вывоз определенных товаров (хлеба, леса и пр.). Рынки тоже контролировало государство проверялось соответствие мер и весов установленным. В Афинах, в Толссе существовала палата мер и весов. Этот контроль осуществлялся специальными чиновниками -агораномами и сшпофилаками. [c.137]
Толос был резиденцией афинского правительства и располагался на агоре. В этом здании постоянно (даже ночью) дежурили пританы. Здесь же хранились эталоны гирь и мер длины, сделанные из терракоты. На них стояли пометка словом "Демссион" (государственный) и изображение совы, дельфина или головы Афины (символа города Афины). [c.137]
Деньги в Древней Греции обожествляли. Там, где собирались афинские философы, в Пестром портике на агоре в Афинах, кроме статуи Гермеса возвышалась статуя богини мира Эйрены с мальчиком Плутосом как символом неразрывной связи Мира с Богатством. [c.138]
В Афинах IV века до н.э. было не - енее 26 трапезитов. А по всей Греции известно 33 города, где были грапезы. Проверка монет была делом далеко не простым и требовала высокой ква , Ч кации. Нужно было знать содержание металла в монетах, курс разных монет и отдельных полисов, определять степень износа монет, предвидеть возможность перечеканки или вообще появления фальшивых. За обмен взимали определенную плату алпаге, а если менялы не брали ее, тс получали почести. [c.138]
Финансовая деятельность государства была связана с храмами [47, с. 41]. Л.М.Глускина отмечает, что все случаи востребования банковских учетных документов связаны с инициативой одной из спорящих сторон, по ни разу - представигеля государственной администрации [48, с. 176]. В некоторых случаях, правда, государство вмешивалось в банковские дела. В [V веке ло н. з. в Афинах запретили выдавать морские займы из наследства сирот. [c.144]
И в Древней Греции безналичные расчеты были, и их надо рассматривать с поправкой на восемнадцать веков, отделяющих их от Италии XIV века. Ежегодные взносы (форос) Афинам от союзников в IV веке до н.э. оформлялись тоже при помощи диаграфе и симболов. Денежные средства с целью уплаты фороса вносились не только наличными, но и за счет займов у трапезитов (афинских или других) через граждан—доверенных союзного полиса. При этом полис мог сам иметь депозитный счет в банке. [c.147]
Они изготанливались в Афинах индивидуально для каждого союзного полиса. [c.147]
Одним из основных источников доходов являлся форос. Его вносил каждый член Афинского морского союза в общую казну, и он составлял значительные суммы. Постепенно полными распорядителями средств стали Афины. Упреки союзников по поводу украшения Афин за счет союзной кассы имели основание, особенно при Перикле. "Золотой век Афин" Перикл финансировал щедро, в том числе за счет других полисов. [c.155]
Для борьбы с рыночной стихией и защиты от грабежей ремесленники объединялись в коллегии. У них был свой бюджет для финансирования общих расходов (например, общие трапезы). Коллегия имела свой устав и даже знамя для шествий. У них была своя покровительница - богиня Минерва (греческая Афина). [c.211]
Банкиры имели большой вес, влияние в обществе, но отношение к ним, как и в Греции, могло зависеть от обстоятельств. Цицерон в "Речи за Квинта Росция-актера" отзывается о банкире неуважительно "Разве одна его голова и брови, тщательно выбритые, не говорят об его нравственной испорченности, не показывают хитрого человека Разве он. .. не соткан весь, с ног до головы из лжи, плутней и обмана Он для того и бреет всегда голову и брови, чтобы о нем можно было сказать, что на нем нет ни волоска честного человека. Росций часто прекрасно представляет его на сцене, тем не менее не заслужил от него должной благодарности за услугу" [218, с. 77]. А дальше Цицерон поносит банкира в еще более резких выражениях. Римское законодательство того времени допускало столь недозволенные средства обличения. Заметим, что подобные речи не звучали в Афинах IV века до н.э. [c.219]
О наличии процедуры пермутации (перевода) и лицевых счетов клиентов контокоррентного типа говорят следующие факты. В письме Аттику Цицерон просит его открыть счет в афинском банке для своего сына, который обучается в Афинах. Называет он и агента Ксеона, через которого осуществлялся перевод. Аттик отвечал Цицерону, что пермутация возможна, очевидно, после получения утвердительного ответа от банкира [241, с. 415]. [c.228]
Хотя имя истца неизвестно, но речь позволяет составить себе достаточно ясное представление об этом лице и постигших его в Афинах злоключениях. Он - сын Сопея, доверенного лица боспорского царя Сатира I (407-387 гг. до н.э.), с которым Афины поддерживали тесные связи. Согласно Дионисию (De Iso r. 18), этот молодой боспорец был учеником Исократа. [c.255]
Как видно из главы 36 речи, сын Сопея прибыл в Афины до битвы при Книде (394 г. до н.э.), когда лакедемоняне еще господствовали на море и сношения с Понтом были затруднены. Тяжбу же сына Сопея с Пасионом необходимо отнести ко времени, когда морские сношения стали свободными. Дату этого процесса определяют приблизительно от 394 до 391 г. до н.э. Дела "банкира" Пасиона и в самом деле могли тогда быть плохи из-за начавшейся Коринфской воины, которая вызвала экономи- [c.255]
Великое судебное состязание предстоит мне, судьи. Я рискую не только лишиться больших денег, но быть обвиненным в стремлении несправедливо завладеть чужими это я считаю важнее всего. Ведь даже если я лишусь чужих денег, у меня останется достаточное состояние если же окажется, что я без надлежащего основания взыскивал столь большие деньги, то я буду опозорен на всю жизнь. (2) Труднее всего, судьи, добраться до таких противников. Дело в том, что сделки с банкирами заключаются без свидетелей поэтому и те, с кем они поступают несправедливо, неизбежно подвергаются опасности у них и много друзей, и денег в их руках много, да и их ремесло вселяет к ним доверие. Однако и при таких обстоятельствах я надеюсь для всех сделать ясным, что Па-сион лишает меня денег. (3) Сначала я изложу, насколько могу, вам все дело. Отец мой, судьи, - Сопей все плавающие в Понт знают, что он настолько близко стоит к Сатиру, что управляет у него обширной областью и имеет попечение о всей его вооруженной силе. (4) Зная про Афины и про прочую Элладу, я пожелал совершить туда путешествие. И вот отец мой, нагрузив два корабля хлебом и дав денег, отправил меня одновременно и с торговой целью и с целью людей посмотреть. Пифодор, сын Финика, свел меня с Пасионом, и я пользовался его банком. (5) Несколько времени спустя был сделан Сатиру донос, будто отец мой замышляет против его власти и что я вожу компанию с изгнанниками. Сатир дает приказ схватить отца, тем же из Понта, которые проживали здесь, дает поручение принять от меня деньги и передать мне самому приказание плыть домой, если я этого не сделаю, то требовать от вас моей выдачи. (6) Будучи в столь бедственном положении, судьи, я рассказываю Пасиону о моих злоключениях я был так близок к нему, что не только в денежных делах, но и во всем остальном вполне доверял ему. (7) По обоюдному совету мы решили, что самое лучшее - наличные деньги передать, а от денег, лежавших у Пасиона, не только отречься, но заявить, что я состою должником его и других лиц, вообще поступить так, чтобы всего более можно было убедиться в том, что нет у меня денег. (8) Я, судьи, тогда считал, что Пасион все это мне советует из расположения ко мне но после того как я закончил дело с прибывшими от Сатира, я понял, что он покушается на мое достояние. Дело в том, что, [c.256]