II.3.2. ОБЩИННО-РОДОВОЕ ДОМАШНЕЕ хозяйство t [c.70]
На первых этапах зарождения домашних хозяйств из числа их опытных родовых старейшин образуются Советы, занимающиеся управлением общинным хозяйством, объединяющим связанные между собой родовые семьи в единое племя. Накопленные престарелыми членами рода житейский опыт и знания приобретают особую ценность не только для рационального ведения общинного хозяйства, но и в подготовке подрастающего поколения, в передаче ему материальной и духовной культуры родом. Самые опытные старейшины становятся ее хранителями, фиксируя и закрепляя культуру в родовых и религиозно-племенных обрядах и культах, получая при этом в общине особый статус жрецов, лам, священников и т.д. [c.72]
Каждая патриархальная семья производит продукты частным образом, относительно обособляясь от объединенных в общину других родовых семей, поэтому и весь создаваемый ею продукт является ее трудовой частной собственностью, он всецело принадлежит патриархальной семье. В его структуре выделяются следующие функциональные части 1) продукты для воспроизводства использованных средств производства - ВСП 2) физиологически необходимый продукт - ФНП и 3) относительно избыточный - ОИП. Сверх этого, что особо важно, семья имеет уже возможность получать теперь в своем домашнем хозяйстве и прибавочный продукт - ПП, создаваемый сверх избыточного и поступающий в распоряжение главы семьи. В результате валовой, общий, продукт патриархальной семьи Q приобретает новую структуру, выражаемую равенством [c.80]
Конкретный труд - вечное условие всякого производства. В нем выражаются уровень развития орудий труда, техники, технологии и рабочей силы, формы и виды производимых потребительных стоимостей. Абстрактный же труд является общественной основой соизмерения обмениваемых товаров, тем общим, что позволяет их приравнивать в обмене. Они выступают поэтому как продукты одинакового общественного труда. Если бы конкретный труд не был частным, то и общественный труд не имел бы абстрактной формы, как это было, например, в домашнем хозяйстве родовой общины, где вообще не требовалось каких-либо абстрагирований от конкретного труда, скажем, при разделе туши убитого мамонта, при дележе собранных желудей и т.д. Тогда не существовало и самого товарного обмена, рынка. [c.129]
Следовательно, для рыночных отношений по купле рабочей силы не подходит ни общинно-родовое, ни рабовладельческое, ни феодальное, ни мелкотоварное домашнее хозяйство. Все они несовместимы со свободным наймом рабочей силы, в котором она имеет свойства особого товара. Каждая из указанных форм хозяйства или отрицает свободу распоряжения работником своей рабочей силой (рабство и крепостничество), или потому, что работник является собственником всех факторов производства и сам ведет общинное или мелкотоварное домашнее хозяйство. [c.178]
Забавно, что даже родовая община и первобытное стадо вторичны по отношению к семье. Они являются конгломератом семей, и такая структура первобытной организации общества определяется социальной организацией приматов. Истоки экономики домашнего хозяйства и общественной жизни находятся, по крайне мере, в мире животных. И, возможно, растений. Но этот вопрос слабо изучен. [c.4]
Следовательно, по мере индивидуализации производства параллельно идет и обособление брачных отношений до предела парной патриархальной семьи. Культура брачных отношений меняется. Возникновение патриархальных семей приводит к разделу между ними и значительной части общинных земель, на которых строились их дома и хижины, велось семейное домашнее и приусадебное хозяйства - подворное огородничество, скотоводство и ремесло. В общинном владении оставались земельные ресурсы общего пользования выгоны для скота, лесные массивы, ирригационные сооружения, места общественных построек и т д. На этих землях патриархальные семьи сообща, как и раньше в родовой общине, ведут определенные работы, объединяя свои рабочие силы. Этот двойственный характер ведения производства в ряде стран сохраняется на века и тысячелетия. [c.78]
На основе упорядочения брачных связей первобытных людей в стадно-гуртовой их общности образуются так называемые пуналуальные семьи, в которых общиной и ее богами воспрещаются брачные связи между сестрами и братьями от одной матери. Устанавливаются первые формы культуры брачных отношений. Родовая связь между людьми ведется вначале по линии матери в виде матриархата, а затем патриархата. Благодаря уже такой семейной общности людей у них предотвращается брачное кровосмешение, что значительно ускоряет генетически естественный отбор в нарождающихся у них поколениях, сокращая их болезни и естественную смертность. Происходит межродовое обогащение естественной наследственности молодого потомства возникших домашних хозяйств. По сво- [c.70]
Воспроизводство численности людской популяции существенно возрастает на основе межсемейно-родовых брачных отношений, что в значительной мере повышает производительную силу первобытных общин. Патриархальные семьи в них обособляются между собой не только по признаку рождения, но и хозяйственно. Наряду с участием в совместных процессах труда (охота, сбор диких плодов и т.д.) материнский род ухаживает за детьми и престарелыми, обустраивает жилища, ведет вначале обособленное перерабатывающее домашнее хозяйство, а затем во все более увеличивающихся масштабах и свои подворные земледелие и скотоводство, переходящие к воспроизводящему природопользованию. [c.72]
В той мере, в какой общинно-патриархальное производство базируется еще на общинном владении землей, продукт и факторы его производства имеют те общественные формы, о которых ранее было уже сказано. Напротив, в патриархальной семье рабочая сила утрачивает общинную форму и принимает противоположный ей характер частной рабочей силы, а точнее, частной, семейной. Ее подготовка и объединение в производстве осуществляются (как и сотни тысяч лет назад при стадном производстве) главой патриархальной семьи. Он имеет хозяйственный опыт, знания и средства труда, позволяющие вести домашнее хозяйство обособленно от родовой общины. Более того, на главу семьи община возлагает и обязанность готовить работников тех профессий, которые необходимы для выполнения общинных работ. На этой основе возникает кастовое распределение патриархальных семей по профессиям, наследуемым ими из поколения в поколение. Так, греческий историк Геродот свидетельствует, что в Египте семьи делились на семь каст жрецы, воины, пастухи, мелочные торговцы, толмачи и кормчие (Геродот. История. - М. Ладомир, 1993. - С. 132), хотя на деле их было значительно больше. Такого же типа кастовая подготовка работников патриархальными семьями велась и в индийских общинах, государстве инков и в других родо-племенных общинах мира. [c.79]
К. д. возникает в процессе разложения первобытной родовой общины, индивидуализации произ-ва и образования территориальной (соседской) общины, состояп-шсй из отд. х-в (больших и малых семей). В ходе исто-рич. развития росло значение семейно-индпвидуаль-ного труда, а вместе с тем К. д. как неотъемлемой части крест, х-ва. В докапиталистич. обществах, отличавшихся преобладанием живого труда над овеществлённым, К. д. представлял собой элементарную социальную ячейку, первичный хоз. организм, основанный на семейной кооперации. Разделение труда внутри К. д. базировалось на естеств. разделении труда, на изменяющихся со сменой времён года природных условиях труда, территориальной специализации и отчасти определялось особенностями исторически сложившихся трудовых навыков (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 88). Труд отд. члена К. д. всегда выступал как составной элемент совокупного труда семейной кооперации. При господстве ручной техники семейная кооперация играет роль специфич. производит, силы, повышающей производительность труда. Для К. д. характерны натурально-потребительское направление и универсальность хоз. деятельности, сочетание с. х-ва с домашней пром-стью, замкнутость. Различные работы по созданию необходимых продуктов потребления семьи являлись обществ, функциями. Натурально-потребительское, замкнутое мелкое крест, х-во разрушалось по мере втягивания его в товарный обмен и товарно-ден. отношения. Натуральный характер крест, х-ва окончательно изживается только на стадии развитого капитализма когда исчезает мелкое крест, х-во как специфнч. форма произ-ва, а вместе с ним утрачивает значение н двор как семейно-трудовой коллектив роль хозяйствующего субъекта целиком сосредоточивается в руках того, кому принадлежит титул частного собственника на зем. участок, чаще всего — в руках главы семьи. [c.298]
Смотреть главы в:
Системный мир глобальной экономики Филогенез и онтогенез -> Общинно-родовое домашнее хозяйство