Киевская Русь

Если верно определить столицу законодательной власти, мы сможем правильно сформулировать национальную идею. На мой взгляд, после развала СССР, в начале девяностых годов прошлого века, мы потеряли вторую точку опоры. Мы потеряли Юг, Киев, Запорожскую Сечь, южный темперамент - все то, что является неотъемлемой частью нашего государства. У нас остался только Север. Наше государство (Русь, Россия, СССР) всегда опирались на силу и единство двух равнозначных векторов. Киевская Русь Киев - Новгород Русь Ивана Грозного Москва - Киев Россия Петра Великого Санкт-Петербург - Киев Советский Союз Москва - Киев.  [c.184]


На территории Руси чеканка монет, серебряных и золотых восходит к временам князя Владимира Первого (Киевская Русь, конец X — начало XI в.). На некоторых золотых монетах легенда  [c.76]

После первого похода на Балканы Святослав произносит речь, обращаясь к матери и боярам "Не любо мне в Киеве жить, а хочу жить в Переяславце на Дунае, потому что там середина земли моей и потому что туда все доброе сходится от греков драгоценные ткани, золото, вино и разнообразные фрукты, от чехов и от венгров серебро и кони, из Руси же меха и воск, и мед, и рабы". Государственный проект Святослава допускает по меньшей мере два истолкования. Первое предполагалось завоевание всех названных народов, и тогда речь идет о проекте империи, сравнимой с созданной Александром Македонским, которому молодой киевский князь, надо думать, подражал. Второе, предполагающее замысел поскромнее на Дунае создается новая метрополия, Киевская Русь остается подвластной Святославу территорией, а с чехами, венграми и византийцами ведется торговля доставленными из дремучих глубин отчизны традиционными варварскими товарами — мехами, воском, медом и, как ни грустно, рабами. Сходство с известным восточным проектом Екатерины II здесь только внешнее речь не идет о продвижении Руси на Балканы и в Малую  [c.32]


Разумеется, легко нам теперь, из нашего "прекрасного далека", памятуя о катастрофе, к которой соскальзывала в XII в. Киевская Русь, находить ее приметы в политической жизни того времени... Понятно также, что и наше время на самом деле не так уж "прекрасно", но стоит ли нам, исходя из аналогий в нашей сегодняшней действительности с тем, что творилось на Руси в XII в., ожидать подобного же разрешения кризиса На этот вопрос ответит только история.  [c.84]

Глава 1. Киевская Русь  [c.7]

Киевская Русь в XI— XII вв. Для Руси этого периода характерно то, что междоусобицы князей в борьбе за верховную власть перемежались относительно длительными периодами политической стабильности, когда политическое единство страны возрождало внутреннюю целостность русских земель и обеспечивало их внешнюю безопасность. И это вполне понятно баланс двух противоборствующих движущих сил — стремления к независимости отдельных княжеств и необходимости их объединения для защиты от внешних врагов — постоянно колебался в зависимости от внешнеполитической ситуации и появления на исторической сцене сильных личностей. Такими фигурами были Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах. Во время их княжения прекращались нападения внешних врагов, осваивались новые сельскохозяйственные территории, строились города, расширялась торговля, укреплялись международные связи. В периоды же междоусобий хозяйство не росло, прекращалась торговля, народные волнения становились массовыми. Тем не менее по мере развития хозяйства все больше осознавалась необходимость общего развития объединенного государства.  [c.14]

Принципиальным моментом для выяснения особенностей российской школы экономической мысли является то, что она отражала очень важную специфику развития России и ее экономики. Изначально российское государство возникло не как орудие завоевания одного народа другим, а как способ самозащиты населения, поддержанное массовым волеизъявлением масс. Историки подтвердили, что Новгородская Русь (еще до Киевской Руси) возникла на основе добровольного призвания варягов для наведения порядка в российском государстве. Отсюда принципиально иное, чем в большинстве стран Запада, отношение к государству и его роли. Впрочем, это очень близко к опыту ряда азиатских стран, где лишь только участие государства позволяло проведение таких массовых работ как осушение земель, то есть таких работ, которые не могли выполнить ни частные фермеры, ни отдельные производители, а требовалось именно участие государства.  [c.32]


Динамика численности населения на терр. СССР может быть выражена в след, цифрах Киевская Русь к 1000 году — ок. 8 млн. чел., Петровская Русь — ок. 14 млн., Россия в нач. 19 в. — 45 млн., к кон. 19 века — 130 млн., перед Окт. революцией — 163 млн., перед Великой Отечеств, войной 1941 — 45—200 млн., к нач. 1972 — 246 млн. чел.  [c.376]

Сущность, формы, функции исторического сознания типы цивилизаций в древности проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах цивилизация Древней Руси место Средневековья во всемирно-историческом процессе Киевская Русь тенденции становления цивилизации в русских землях проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе складывание Московского государства Европа в начале Нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации Россия в XV-XVII вв. XVII в. в европейской и североамериканской истории проблема перехода в "царство разума" особенности российской модернизации в XVIII в. духовный мир человека на пороге перехода к индустриальному обществу основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. пути развития России место XX в. во всемирно-историческом процессе новый уровень исторического синтеза глобальная история менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе, России и других регионах мира.  [c.101]

Как таковые, классы раннефеодального общества еще не оформились окончательно, процесс классо-образования в это время еще не завершился. Все это проецировалось на политические институты, экономику и социальную жизнь государства Киевская Русь, придавая ему незрелый раннефеодальный характер.  [c.22]

На глазах Даниила Киевская Русь испытала жестокую и едва ли ею заслуженную деградацию. В начале столетия это была огромная страна, вполне независимая от иностранных государств, хоть и политически разобщенная, однако с унитарной "русской" ментальностью, культурно целостная, с единой православной религией и однообразной системой управления, в которой государственная власть по-прежнему распределялась среди наиболее могущественных семей Рюриковичей. Умирал Даниил "королем Руси", а его государство, с одной стороны, входило в политическую систему Западной Европы, находившейся под духовным протекторатом папы римского, а с другой — числилось одним из окраинных улусов монгольской Золотой Орды. Малая "Русь" Даниила, Галицкое и Волынское княжества, была разорена. Города ее уничтожены, монголы приказали раскопать даже валы, оставшиеся от сожженного Владимира-Волынского. И по всей Руси города лежали в руинах, оставшиеся в живых прятались в лесах, а великий Киев сохранял свое богатство и красоту своих церквей только в строках былин.  [c.93]

Государство в X в. носило название Русь (распрост-J ранившееся с региона Среднего Поднепровья на всю I территорию, подвластную киевским князьям) и Рус-[ екая земля. Структура государства сложилась к кон-  [c.21]

Путешествие Любчи завершилось на Афоне, Святой Горе, в островной монашеской республике, существующей здесь и доныне. Русский странник "возлюбил" иноческий образ и упросил игумена одного из святогорских монастырей постричь его. Для новой жизни игумен дал русскому страннику новое имя, Антоний, и обучил его. Затем сказал "Теперь возвращайся на Русь. Да будет на тебе благословение от Святой Горы, и пусть многие благодаря тебе станут черноризцами". Антоний отправился на Русь, в Киев. Посетил киевские монастыри — "и не возлюби", они ему не понравились. Обходя безлюдные окрестности Киева, он набрел на пещерку, выкопанную для себя Илларионом, — "и полюбил место сие и поселился в ней". Чем привлекла Антония пещерка Ответ на этот вопрос приоткрывает завесу над тайной стремительного возвышения Киево-Печерского монастыря.  [c.70]

Вообще же под управлением Даниила Галичина и Волынь очень быстро проходят тот путь, которым столетиями продвигалась Московская Русь — от отатарщивания военного дела до культурной ориентации на Запад. Почему же они не стали вторым, украинским центром собирания земель погибшей Киевской Руси — как сперва Тверь, затем Москва на северо-востоке Видимо, определяющую роль сыграло то, что влияние Запада не встречало здесь отпора со стороны ревнителей православия, как в Москве, а правящая верхушка слишком уж зависела от венценосной родни в Польше, Литве и Венгрии, — в государствах, между которыми Галицко-Волынская земля и была поделена уже столетие спустя после смерти первого "короля Руси".  [c.100]

Со смертью Владимира (1016 г.) ушла в прошлое эпоха образования киевского государства. К этому времени Русь превратилась в одну из сильнейших держав Восточной Европы. Четко определились ее границы. На севере земли Новгорода вплотную подходили к владениям карелов по берегам Финского залива и озера Нево (Ладожское) на северо-западе новгородские и полоцкие земли граничили с владениями балтских племен по среднему течению Немана и Западной Двины на западе русско-польская граница стабилизировалась по среднему течению Западного Буга, Южного Буга, Днестра и Прута. На юге владения Руси упирались в оборонительную систему городов и крепостей, основанных Владимиром для борьбы против печенегов эта часть границы была изменчива. На юго-востоке и востоке русские владения доходили до верховьев Сейма, Сулы и Дона, а далее упирались в рязанские леса. На северо-востоке владения Руси выходили в междуречье Оки, Клязьмы и Волги и подходили вплотную к границам Волжской Булга-рии. Периметр владений Киевского государства составлял около 7 тыс. км. К середине XI в. там проживало около 4 млн. ч.  [c.15]

Почти столетие до ордынского нашествия жила Русь в условиях раздробленности княжеств. Захирело Киевское княжество, бывшее до того политическим, хозяйственным и религиозным центром большого государства. Бесконечные княжеские усобицы, постоянные половецкие набеги заставляли жителей уходить в более спокойные места на запад — к Галичине, Волыни, в  [c.25]