Бурж. экономисты рассматривают К. как совокупность средств произ-ва и, следовательно, считают его вечной категорией. Порочность бурж. определений К. состоит в том, что они отождествляют К. с вещной, натуральном формой, и тем самым выхолащивают его социальное содержание. Средства произ-ва по своей природе не являются К., а становятся им лишь при определённых производств, отношениях — капиталистических, когда они служат средством извлечения прибавочной стоимости, орудием эксплуатации труда. С ликвидацией капитализма и переходом к социализму средства произ-ва становятся общественной собственностью, перестают быть орудием эксплуатации и, следовательно, утрачивают характер К. В социалистич. обществе, основанном на общественной собственности на средства произ-ва, где нет эксплуатации человека человеком, уничтожена и категория К. [c.97]
П. имеет две взаимосвязанные стороны — отношение людей к природе и взаимоотношения людей в процессе П. первая отражает материальное содержание процесса труда, а вторая — его обществ, форму. Люди участвуют в П. не в одиночку, а коллективно, сообща, в силу чего П. всегда является общественным. В процессе П. материальных благ люди вступают в определ. производственные отношения. Характер этих отношений определяется формой собственности на средства П. и присвоения созданной продукции. Совокупность производств, отношений образует экономич. базис общества как основу его политич. надстройки и определ. форм обществ, сознания (см. Базис и надстройка). Существуют дно осн. формы производств, отношений эксплуатации, господства и подчинения при частной,собственности на средства П. и сотрудничества, взаимопомощи свободных от эксплуатации людей при обществ, собственности на средства пропз-ва. [c.375]