Успех — это свобода быть самим собой

Слишком многие люди обречены всю жизнь стараться быть тем, кого хотят видеть в них родители или общество, и я не думаю, что такой путь ведет к настоящему успеху, независимо от того насколько богатыми или влиятельными они могут стать. Как всем мыслящим существам, нам свойственно стремиться к свободе быть такими, каковы мы на самом деле. Если мы не будем бороться со всем, что принуждает нас действовать вопреки нашим склонностям, то рискуем потерять всякое уважение к себе и загубить свой талант.  [c.263]


Согласно взглядам Э. Фромма движение Реформации возникло в условиях, когда начала разрушаться средневековая социальная система, а вместе с нею та стабильность и относительная безопасность, которые она давала индивиду. С приходом капитализма все классы общества пришли в движение. Не существовало больше определенного места в экономической структуре, которое могло бы считаться естественным и бесспорным. В каком-то смысле человек стал одиноким его положение и уровень жизни теперь зависели не от гарантий его традиционного статуса, а от его собственных усилий. Базарный день стал отныне судным днем. Деньги доказали, что они сильнее статуса, превратившись в великого уравнителя людей. Человек обрел свободу, но эта свобода оказалось двойственной. С одной стороны, он освободился от экономических и политических оков, с другой стороны, от связей, дававших ему чувство уверенности и принадлежности к общине. Таким образом, обретение свободы и независимости сопровождалось ростом чувства неуверенности и тревоги. Именно на этой стадии развития возникли лютеранство и кальвинизм. Обе доктрины внушали человеку, что можно обрести новую уверенность при условии полной покорности и самоуничижения. И хотя в рамках кальвинистской доктрины никакими усилиями (как это не покажется парадоксальным) человек не может изменить свою судьбу, но сам факт его усилий является знаком его принадлежности к спасенным. Кальвинизм постоянно подчеркивал, что успехи в земной жизни, вытекающие из этих усилий, являются знаком спасения., В свете вышесказанного, активность индивида приобретает в какой-то степени принудительный характер он должен быть деятельным, чтобы побороть чувство сомнения и бессилия. Как пишет Фромм, усилия и активность такого рода происходят не из внутренней силы и уверенности в себе — это отчаянная попытка избавиться от тревоги. Таким образом, деятельность служит не достижению какого-либо результата, а прояснению будущего. Ибо, как уже отмечалось, экономический успех интерпретируется как знак милости Божьей, а неуспех — знак проклятия. Неуспех становится трагедией, высшие силы дают  [c.48]