Аристотель

Такие примеры для Японии — не редкость. Доверительность в отношениях господствует даже в юриспруденции. Известный французский правовед Рене Давид пишет Идея права не проникла в повседневную жизнь японцев. Абстрактный характер норм права, его логический характер по-прежнему чужды стране, которая до недавнего времени не знала трудов Аристотеля. Главное для японцев — нормы поведения, установленные для любого вида человеческих отношений традицией и основанные, по крайней мере внешне, на чувстве привязанности, которое объединяет людей в их отношениях. Тот, кто не соблюдает эти нормы, действует лишь в своих интересах, вместо того чтобы подчиниться благородным порывам своей души. При этом и он сам, него семья вызывают презрение. Если отбросить отношения между крупными фирмами, то никто не обращается в суд для осуществления своих прав, как это предусматривается кодексами... По мнению японцев, понятие субъективного права обезличивает человеческие отношения, оно ставит всех людей в положение равенства вопреки иерархическому порядку, который, сог-  [c.58]


Сегодня на повестку дня должна быть реально поставлена задача обучения работника на протяжении всей его трудовой деятельности, ибо устойчивое развитие страны обеспечивается непосредственно трудом ее граждан, их высоким общеобразовательным уровнем. Краеугольные камни будущего развития цивилизации — наука, культура, образование. Им принадлежит главенствующая роль в социально-экономическом развитии, т. к. в современных условиях на долю людских ресурсов в развитых странах в формировании ВВП приходится 80%. Государства, которые недооценивают роль этих сфер, обречены на прозябание в будущем информационном мире, т. к. возникает новая система создания богатства, опирающаяся не на мускульную силу, а на интеллект. В известном со времен Сократа, Платона, Аристотеля треугольнике государство-общество-человек образованию всегда отводилась роль главного цивилизованного фактора в развитии человека. В условиях кризиса образования в России нельзя пойти по порочному пути сворачивания и ущемления последнего. На это не пошло ни одно из нынешних процветающих государств, также переживших в своей истории жесточайшие экономические потрясения.  [c.123]


Ревизорские палаты и перечень их работы описаны Аристотелем в его конституции. Он выделил три палаты ревизоров . Каждая из них состояла из десяти человек. Первая палата включала ревизоров совета, выбранных из пятисот ее членов. Вторую палату представляли так называемые управленческие бухгалтеры , которым ассистировали десять адвокатов. В состав третьей палаты входили ревизоры, которым ассистировали двадцать экспертов — консультантов. Все эти бухгалтеры представляли высокий контролирующий орган власти в Афинах.  [c.18]

Несмотря на то что деньги в Греции вошли в оборот достаточно рано, в сфере финансов и кредитования их начали использовать лишь в конце V — начале II в. до н. э. Это было вызвано всеобщим недоверием населения в силу его чрезвычайной бедности. Население предпочитало хранить свои монеты запечатанными в амфорах и закопанными на полях. Согласно высказыванию Аристотеля, такое положение делало экономически развитое государство убыточным. Он писал, что в то время как деньги свободно выводятся из обращения, торговля и ремесла ослабевают, а материальные ресурсы государства становятся незначительными [ 142]. Важной причиной было недоверие владельцев денег к государству и другим лицам. Так, при невозможности осуществления платежа дебитором другой страны государство не могло вмешаться, чтобы потребовать с него возврата долга. Более того, информация о других иностранных фирмах и рынках была ограниченной. Государство не имело возможности брать займы у населения, так как граждане не могли востребовать их возврата в случае войны.  [c.20]

Вспоминая Аристотеля и св. Фому, наш автор склонен, подобно новым нашим моралистам, все сводить к справедливой цене, но цена эта у него складывается из себестоимости и прожиточного минимума продавца. На деле, на бухгалтерских же счетах возникали следующие варианты  [c.250]

Аристотель. Сочинения. — Т. 4 — М. Мысль, 1983.  [c.488]

Классификация средств включала деление на видимое имущество -земля, рабы, утварь, скот, дома - и невидимое - деньги наличные и отданные по займам, дебиторская задолженность. Но можно было и по-другому деньги, земля, движимое имущество, скот, рабы, запасы средств, строения. Последний вид имущества у греков мог учитываться по составляющим элементам - двери, кровля и т.п. Они оценивались как движимая часть имущества. Опись деревянных частей при продаже недвижимости встречается и в римской деловой практике. Рабы рассматривались в качестве "говорящих орудий" наравне со всем оборудованием, материалами и орудиями труда, как часть имущества, в опись которого они заносились [52, с. 51 ]. Итак, мы видим, что ведущий мотив деловой жизни - прибыльность и снижение затрат. А для этого рекомендовалось прежде всего хорошо управлять хозяйством, приобретать большое имущество, заботиться о сохранности приобретенного и прежнего. Для этого и владельцы хозяйств не должны сидеть, сложа руки "Хозяева должны вставать раньше раба, а ложиться позже" (Аристотель). Определялись и качества управляющего умение приобретать, сохранять, содержать в порядке, использовать имущество.  [c.131]


Применение описей подтверждается одним интересным фрагментом (Аристотель. "Экономика") "Афиняне. .. предписали всем представить опись своего имущества. .. в соответствии с местонахождением каждого имущества, чтобы малосостоятельные могли предложить иную оценку а у кого имущества не было никакого, тем предписали оценивать самих себя в две мины" [8, с. 224—225]. Переводчик отмечает в этой связи, что при практике взаимного контроля налогооблагаемого имущества любой мог выступить с предложением иной оценки.  [c.134]

Аристотель ясно говорит о том, что применялись списки и таблички. И только в одном случае он отождествляет их - "записав на выбеленные списки". Если Аристотель не оговорился, то списки могли вестись и на табличках. А если оговорился, то под списками можно понимать и описи на папирусе. Впечатление такое, что унификации учетных регистров не было.  [c.149]

В юриспруденции существует понятие естественного права, впервые выдвинутое Аристотелем и означавшее, в его понимании, право, вложенное в человека природой. По аналогии с естественным правом введем понятие естественного учета. Условимся под естественным учетом понимать методы учета, вложенные в человека природой и существующие на психофизическом уровне.  [c.70]

Для решения проблем следует выбирать расчленение "деление. Аристотель  [c.384]

Шутки и разговоры в вольном стиле о способах обмана, вариантах деловой нечестности свидетельствуют о скрытой настороженности, об интересе к данной теме. Аристотель подчеркивал Если хочешь, чтобы люди не делали чего-либо, запрещай им и говорить об этом . Если человек совершил обман или решается на него, он не будет говорить об этом прямо, но начинает в шутливой форме обсуждать подобные ситуации. Тема занимает слишком много места в его внутреннем внимании, и он не в силах удержать ее в тайне. Нет дыма без огня .  [c.444]

Некоторые историки и экономисты стараются доказать, что идея лизинга не нова, и лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. Есть ссылки и на Аристотеля, который, по мнению историков, коснулся идеи лизинга в трактате Богатство состоит не в праве собственности, а в использовании , написанном около 350 лет до н. э. В XI веке в Венеции также осуществлялись сделки, схожие с лизинговыми операциями, венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончанию их плавания чугунные ценности возвращались их владельцам, чтобы снова быть сданными в аренду.  [c.235]

Аристотель Политика (8 книг). — III в. до н.э.  [c.555]

У Аристотеля (384-322 годы до н. э.) основные воззрения в области финансов изложены в работе  [c.25]

Человечество обогатило свой разум многими философскими учениями, со времен Платона, Сократа, Аристотеля и Коперника вплоть до современных философов вроде Ральфа Уолдо Эмерсона и Вильяма Джеймса.  [c.241]

Свой вклад в исследование этих вопросов внесли такие известные личности, как А.Смит, Д.Рикардо, Г.Шмоллер, К.Маркс, Аристотель, Дж.Локк, Л.Фейербах, П.Прудон.  [c.69]

Согласно Аристотелю [См. Никомахова этика, кн. 1], природа человеческой нравственности должна соответствовать природным наклонностям человека. Как известно, Аристотель рассматривал психологию как прикладную этику. Индивидуальная свобода, понимаемая как возможность выбора и автономия (ответственность) при принятии решений, у людей, привыкших мыслить в рамках одной истины и стандартной организованной структуры ценностей, породили стрессы. Утрата привычных "черно-белых" ценностных ориентиров и временное отсутствие новых создает впечатление слепоты. Время демократических реформ - ценностный "вакуум" периода этих реформ -возлагает особую ответственность на систему образования - своего рода "фабрику" ценностных ориентиров для формирующейся лично-  [c.75]

Такой наукой явилась политическая экономия. А вместе с ней, или точнее в ее недрах, возник и экономический анализ. История экономической науки уходит в древние века (учение мыслителей Древнего Востока — Конфуций и др. Древней Греции — Ксенофонт, Платон, Аристотель Древнего Рима — Варрон, Сенека и др.).  [c.377]

Определенные аргументы в пользу подобной трактовки понятия экономический анализ , безусловно, можно сформулировать. В частности, термин экономика происходит от греческого слова oikonomike , означающее буквально искусство ведения домашнего хозяйства, которое, в принципе, можно отождествить с небольшим частным предприятием, производившим некоторую продукцию для удовлетворения собственных потребностей и обмена. В античные времена вопросы экономики были растворены в дискуссиях чрезвычайно широкой направленности, тесно увязывались и перемежались с вопросами философии, политики, этики, моралу. Так, Аристотель задавался вопросом о том, какая деятельность по формированию богатства является необходимой и достойной человека. И средние века вопросы этики ведения домашнего хозяйства также достаточно широко обсуждались учеными (например, Фома Аквинский). В далыейшем, по мере развития человечества, становления новых форм ведени хозяйства, совершенствования производительных сил термины экономика , экономический получили более общую трактовку.  [c.24]

На протяжении многих веков этика выступает философским учением о морали. Она исследует фундаментальные принципы и концепции, определяющие поведение людей и то, как каждый человек должен жить. Каждой эпохе соответствовало определенное представление об этике. Но во все времена существовал один общий принцип, заключающийся в том, что люди должны работать на благо и во имя всего человечества. Например, Сократ использовал знания как рациональную основу правильного поведения. Аристотель рассматривал добродетель как смелость и справедливость, полагая, что они принесут благополучие как личности, так и обществу. Локк верил, что этичное поведение и моральные принципы приобретаются через восприятие и понимание и поэтому служат основой для принятия законов . Хьюм объясняет этику на основе эмпирически проверенных наблюдений и взаимоотношений — то, что уже сделано, а не то, что еле-  [c.519]

Но конечно, это была книга прежде всего для математиков. А они были не в чести. В те времена широко распространялись взгляды Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494), выраженные им в серии тезисов математика не есть настоящее знание , она не ведет к блаженству , математические науки не существуют ради них самих , нет ничего более вредного для теолога, чем частые и усидчивые занятия математикой Евклида [Зубов, с. 217—218], а вне Евклида Мирандола даже не представлял себе математики. Однако в обществе получают все большее признание другие идеи. Так, широко известно изречение Леонардо Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой , которое стало эпиграфом капитальных трудов А. П. Рудановского. Менее известно высказывание Пачоли Из всех истинных наук, как утверждают Аристотель и Аверроэс, наши математические науки наиболее истинны и имеют первую степень достоверности, им следуют все другие естественные науки [Цит. Зубов, с. 214—215].  [c.193]

Р. де Рувер считал, что только образование компаний, требующих вложения средств на паях, привело к необходимости введения в учет такой категории, как капитал, и в балансе впервые средства предприятия стали равны его источникам, с возникновением фирмы, последняя как юридическое лицо отделилась от собственников как физических лиц. Все это правда, но не вся правда. Компании существовали значительно раньше, чем появилась двойная запись. Еще Аристотель писал ... ведь не признают справедливым, например, то положение, когда кто-либо, внеся в общую сумму в сто мин всего одну мину, предъявлял бы одинаковые претензии на первичную сумму и на наросшие проценты с тем, кто внес все остальное [Аристотель, с. 460]. Дигесты Юстиниана содержали целый раздел о товариществах, техника записи была достаточно развитой, и тем не менее никаких следов двойной бухгалтерии в глубинах истории мы не находим.  [c.268]

Древнегреческие экономисты уделяли внимание предварительной смете затрат. Филодем приводит мнение Аристотеля о пользе распределения расходов на год по месяцам, но сам считал, что "нелепо распределять на каждый месяц и сводить на каждый год с постоянной равномерностью".  [c.131]

Почему же полеты согласно Аристотелю все-таки вычеркивали первоначальные записи Этим примитивным приемом обозначалось оконча-ние расчетов и в то же время исходная информация сохранялась. Могли  [c.149]

Большая часть бюджетных средств направлялась на финансирование религиозных и военных мероприятий. За счет этих же средств уплачивались контрибуции и подготавливались военные походы, развивались искусства. В Греции впервые была введена оплата общественных обязанностей и содержание неимущих граждан за государственный счет. Аристотель сообщает "Жалованье получает во-первых, народ за присут-ствие на всех вообще народных собраниях по драхме, на главном -  [c.155]

Одним из самых примечательных папирусов римского времени является приходо-расходная книга от 78-79 гг. до н.э. [260]. Это величайшая ценность, так как оборотная сторона папирусного свитка содержит единственный сохранившийся экземпляр "Афинской политии" Аристотеля.  [c.234]

Казначей корпорации "Универсальное ложе" Аристотель Прокрустус обеспокоен долей сомнительных долгов, которая составляет 6%. Он считает, что проведение более строгой кредитной политики может снизить объем продаж на 5% и уменьшить долю сомнительных долгов до 4%. Если себестоимость проданных товаров составляет 80% продажной цены, следует ли господину Прокрустусу принять более строгую кредитную политику  [c.847]

Политика Аристотеля (384-322 до н. э.) начинается словами Всякое государство представляет собой некую форму общежития . Политическое устройство предполагает власть закона. Закону страсть не причастна . Аристотель подчеркивал, что государство по своей природе — множество, оно состоит из многих частей . Одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской власти, а для иных нужна свободная политическая жизнь. Аристотель ввел классификацию форм политического устройства, включающую три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные формы (тирания, олигархия, демократия). Монархия — древнейшая и самая божественная форма политического устройства. Она допустима, если в государстве есть человек, который превосходит всех других. Такие люди бывают, и для них нет закона, они сами закон , такой человек как бог между людьми . При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личное достоинство ценится народом. Полития (республика) — власть большинства, но республика состоит из людей, носящих оружие . Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства.  [c.9]

В эпоху Возрождения наиболее известными в теории устройства государства стали работы флорентинца Пикколо Макиавелли. В своей работе Государь (1513)" он отмечал, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам . Макиавелли вводит личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть. Массы, — отмечает он, — не хотят, чтобы ими командовали и угнетали, а знать, напротив, стремится властвовать и порабощать народ . Формы государства Макиавелли принимает на основе представлений Аристотеля.  [c.9]

Элементы теории трудовой стоимости можно найти в трудах Аристотеля (384-322 до н. э.), Конфуция (551-479 до н. э.), Вишнугупты (IV-III вв. до н. э.). В трактатах Книга о налогах и Книга о ритуале Конфуций отмечает труд как источник богатства, подразделяет его на физический и умственный, указывает на необходимость равномерного распределения богатства. Аристотель  [c.319]

Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксе-нофонта, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности.  [c.4]

Поэтому я предлагаю Вам поискать хороших консультантов. Я совсем не имею в виду налоговых консультантов, которые ограничивают свою деятельность скорее бухгалтерской работой, но кого-то, кто действительно поможет сэкономить Вам на налогах. Такие консультанты окупаются, как правило, начиная с годового дохода в 250 000 марок. С 300 000 марок они становятся просто необходимыми. Или, как говорил Аристотель Онассис Я сделал бы все снова так, как уже сделал. За одним исключением я бы раньше занялся поисками лучших консультантов .  [c.238]

У 99% преуспевающих людей были наставники. Возьмите моего последнего наставника. Как, Вы думаете, стало возможным, что он, не имевший до того ни малейшего представления о нефти, торгует ею и строит в течение восьми лет нефтяную фирму ценой в 800 миллионов долларов Вам нетрудно будет догадаться. У него были замечательные наставники. Он учился у Константина Грацоса, многолетнего друга Аристотеля Онасси-са и председателя правления пароходной компании Онассиса.  [c.268]

Аристотель. Метафизика. М., Соцэкгиз, 1934.  [c.162]

Словарь современной экономической теории макмиллана (2003) -- [ c.322 , c.384 ]

Руководитель размышления о стиле управления издание 2 (1987) -- [ c.322 ]

История экономических учений (2002) -- [ c.15 , c.16 , c.17 , c.18 , c.19 , c.20 , c.23 , c.24 , c.181 , c.192 ]

Ситуационное управление теория и практика (1986) -- [ c.248 , c.260 ]