ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Характеристика текста документа
из "Документоведение "
Общепринятым и широким определением текста считается следующее Текст - упорядоченная совокупность выразительных средств, объединенная целостностью замысла и смысловой законченностью . Под это определение попадают письменные тексты, изобразительные, музыкальные и т.д. Более узкое определение текста официального документа дает ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения информация, зафиксированная любым типом письма или любой системой звукозаписи, заключающая в себе всю или основную часть речевой информации документа . [c.51]Любой текст обретает способность к движению только в форме документа. Вне документа он остается вещью в себе . Цель создания текста - в фиксации его текста, приводящей к его движению и распространению в социуме, что согласуется с узкой трактовкой. Цель же текста - в смысловой законченности, адекватной выразительности, обретении символьно-знаковой формы, понятной читателю, что требует более широкой формулировки. [c.51]
Смысл же лишен знаково-символьной формы его выражения. Чтобы он мог быть более или менее адекватно понят, он должен быть выражен в чем-то внешнем, в каких-то выразительных единицах. Подобное выражение превращает его в текст. Таким образом, любой документ имеет свой текст, который несет информацию, сообщение. Сообщение выражено в единицах какого-либо языка — общепринятой знаковой системы, выполняющей познавательную и коммуникативную функции в человеческом обществе. [c.51]
Искусственные же языки не допускают разных толкований и создаются людьми для каких-либо узких потребностей, например, языки математической символики, шифров, индексов, формул, компьютерного программирования и т.д. [c.51]
Письменный текст представляет собой выражение смысловых единиц с помощью знаков. Знаки представляют собой первый уровень текста, который называется семиотический. Знак — это метка, собственный смысл которой ничтожно мал по сравнению с тем смыслом, который может быть закреплен в их комбинации. [c.51]
В научных текстах, где однозначность смысла, закрепленного за той или иной комбинацией знаков, является принципом научной деятельности, условием адекватного воспроизведения и понимания, подтекстовой информации гораздо меньше, чем в художественных текстах, ориентирующихся на образно-ассоциативную сферу их восприятия, зато концептуальной — больше и она выражена более четко. [c.52]
Текст представляет собой некую систему - целостность, где все элементы - смысловые единицы находятся в некотором соотношении — гармонии. Каждая единица занимает свое место. Это соотношение автор создает сам, исходя из своей внутренней интуиции, чувства равновесия, гармонии. А достигнутая гармония несет некоторое чувственное переживание, воздействует на эмоциональное состояние человека, вызывая ответную реакцию на тот или иной текст. [c.52]
Любой завершенный и логический текст имеет главную мысль. Весь остальной материал подводит к этой мысли, развивает ее, аргументирует, разрабатывает. Для того, чтобы основная мысль не затерялась среди второстепенных, связи и отношения отдельных мыслей должны быть иерархически упорядочены, выстроены в композиции. Композиция облекает сухой логический план в произведение, устанавливает связи и переходы. Композиция — это логика развития темы, в которой отражаются соотношение его частей (вступления, главной части, заключения), соответствие текста целевому назначению, стилистическим особенностям (повествование, комментарий, информирование, убеждение, раздумья), соотношение теоретических выкладок и конкретных фактов, эмоциональных и рациональных средств воздействия. [c.53]
В то же время есть множество текстов, в которых форма стабилизировалась путем многомерных поисков многих поколений людей. Эти тексты не нуждаются в творческой деятельности субъекта. Наоборот, творческая деятельность только вредит. Эти тексты уже имеют типовые решения, стандартные формы. И задача субъекта-составителя лишь заполнить их смысловыми единицами. Например, статические сводки, формы управленческой документации, экономические, регистрационные и другие подобные документы. Их составление является своего рода апробированной технологией. И от них незачем ждать каких-либо эстетических, художественных достоинств, поскольку в основе их создания лежит формальный метод. Но работа с ними также имеет свои специфические особенности, такие как знание правил их составления, технологии обработки и порядка использования. [c.53]
Нужно отметить, что четкой границы между ними нет, потому что устоявшаяся форма текста характерна и для первой группы. Очень редко появляется по-настоящему оригинальный по форме и содержанию текст. И если форма удачна, то ее начинают нещадно эксплуатировать, в результате она превращается в некоторое клише , закостеневшую форму , которую наполняют уже слегка измененным содержанием. Настоящее творчество, подчеркнем это, сопряжено с поиском совершенно новой, оригинальной формы для нового содержания. [c.54]
Следовательно, все многообразие текстов можно расположить на одной линии, где на одном ее конце будут представлены высокохудожественные оригинальные тексты, а на другом конце — формализованные, нередко уже обладающие утвержденным трафаретом. Близость расположения к тому или иному концу будет характеризовать и степень насыщения текста элементами творческой деятельности субъекта или формальными признаками. [c.54]
В создании текста участвовали две стороны — фрагмент реальности и познающий его субъект — автор. С реальностью текст соотносится как ее модель. Модель описываемого объекта позволяет идентифицировать часть реальности в сжатой, трансформированной форме. Как и любая модель, она неизбежно отличается от описываемого объекта, но в то же время имеет и сходные черты. Отдельные виды документов (газета, журнал, научная или художественная книга) моделируют реальность в определенных связях и аспектах. [c.54]
Поскольку изобразительные, выразительные и символические средства каждого вида документов специфичны, модели эти не тождественны по форме и содержанию, а общее содержание раскрывают с разных сторон, дополняя друг друга. Некоторые стороны реальности вообще не могут быть смоделированы адекватно и находят лишь весьма косвенное выражение. Так, например, документирование не может непосредственно моделировать объемы, запах, вкус, тепло и способно лишь к их символической опосредованной передаче. [c.54]
Вернуться к основной статье