ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Мысленная форма учета
из "Общая теория учета - естественный, бухгалтерский и компьютерные методы "
Учет до появления письменности. Каким мог быть учет до появления письменности Наверное, очень и очень непохожим на современный, хотя проблемы решал те же, что решает сегодня. В этом отношении ничего не изменилось и не могло измениться хватит ли племени запасенного мяса мамонта до конца зимы хватит ли предприятию денег для выплаты заработной платы Учетная проблематика в одинаковой мере заботила людей всех времен и народов — с того самого момента, как человек обзавелся разумом. [c.67]Во-первых, отсутствовала необходимость в регистрации информации. Система мысленного учета была совмещена с человеческим организмом, и это было весьма практично. Во всех последующих формах такое удобство отсутствовало информацию приходилось искусственно вводить в систему, что приводило к разграничению ФХД на две части 1) совершенный факт и 2) факт, зарегистрированный в ИСУ. При мысленной форме учета необходимости в подобном разделении не было совершение факта, т.е. восприятие его субъектом, и означало регистрацию в системе. [c.68]
Во-вторых, для мозга не требовалось устанавливать правила обработки информации. И книжная, и компьютерная формы не могут функционировать без того, чтобы предварительно не были определены условия их функционирования. Мозг в этом смысле представляет собой черный ящик , в который информация устремляется и из которого в результате появляются готовые умозаключения, но представить при этом, каким образом они генерируются, не так-то просто. Простота мысленного учета кажущаяся помимо арифметических действий выполняются сложные операции группировки объектов, в чем современная методология не вполне отдает себе отчет. Позднее данный вопрос будет нами не однажды затронут. [c.68]
В-третьих, мозг выдавал информацию о хозяйственной деятельности, если так можно выразиться, в меру своего разумения, т.е. в соответствии с интеллектом своего обладателя. Представить, что компьютерная система в зависимости от интеллекта своих пользователей дает различные ответы на один и тот же вопрос, согласитесь, довольно сложно. [c.68]
Естественный учет как метод. Мысленная форма учета отступила, но не была полностью изжита. Она продолжала существовать в виде отдельных методологических приемов, исподволь перенятых у нее книжной формой, — так сохранялась преемственность. К ранее применявшимся в учете приемам усилиями теоретиков постепенно добавлялись новые — иногда не слишком удачные. К слову, теоретики учета возникли как общественная прослойка, по всей видимости, именно на второй стадии развития дисциплины мысленная форма учета вряд ли располагала к коллективным обсуждениям учетных проблем, хотя гуру от учета — или, скорее, от арифметики — наверняка жили и в те отдаленные времена. [c.69]
Новые приемы нередко противоречили практиковавшимся ранее, при мысленной форме две учетные технологии сильно между собой различались. Одни приемы соответствовали мысленной форме, т.е. обработке учетной информации при помощи человеческого мозга другие — книжной, ориентированной на бумажные носители. Первые — те, возникновение которых от человека не зависело или зависело в малой степени, — выражали процесс мышления тогда как вторые, изобретаемые в известном смысле слова искусственно, — процесс размещения информации на бумажных носителях. Это привело к размежеванию учетной методологии на две неравноценные области естественную и искусственную. [c.69]
Естественная область учета имманентно свойственна человеку искусственная область учета — нет. Особенно катастрофическое звучание это нет приобрело после того, как учет стал подвергаться тотальной законодательной регламентации методологические приемы перестали проверяться на жизнеспособность реальной хозяйственной деятельностью, а начали вводиться в действие простыми законодательными (читай — волевыми) актами, что не могло не отразиться на их качестве. На учете это сказалось крайне негативно. [c.69]
Он все более и более стал отрываться от действительности и, несмотря на прикладной характер одной из своих ипостасей, относиться к областям деятельности, имеющим с действительностью мало общего. Тем не менее методологическую сердцевину учета по-прежнему составляли приемы, выработанные мысленной формой, — естественные. [c.70]
В юриспруденции существует понятие естественного права, впервые выдвинутое Аристотелем и означавшее, в его понимании, право, вложенное в человека природой. По аналогии с естественным правом введем понятие естественного учета. Условимся под естественным учетом понимать методы учета, вложенные в человека природой и существующие на психофизическом уровне. [c.70]
Отношение мысленного учета к естественному следующее мысленный учет — это форма учета, определяемая использованием в процессе учета собственных интеллектуальных возможностей естественный учет — метод, на уровне которого данная форма реализована. [c.70]
Любой человек, даже самый неграмотный, обладает некоторыми навыками счета, которые определяются тем, что он мыслящее существо. При мысленной форме учета возможен был только естественный учет — как методология, соответствующая способам человеческого мышления. Современный индивид не утратил навыков мысленного счета, они сохранились и продолжают им активно использоваться в меньшей степени — в рамках официального бухгалтерского учета, в большей степени — вне этих рамок, в учете, осуществляемом для личных нужд. [c.70]
Представим, что некий гражданин, собираясь на постоянное место жительства за границу, распродает свое имущество, расплачивается со своими кредиторами и, в свою очередь, получает со своих должников, в результате чего остается с некоторой суммой наличности в кармане. В данном случае все расчеты он производит не в соответствии с нормами современного бухгалтерского учета, а повинуясь своим внутренним представлениям — естественному учету. Осуществляя учет в мысленной форме, человек пользуется некоей методологией — приемами естественного учета, — сам об этом не задумываясь. [c.70]
Таким образом, естественный учет — это нерукотворная методология, предложенная человеку природой и соответствующая мысленной форме учета. Позднейшие учетные формы могут использовать или не использовать данную методологию или отдельные ее составляющие, но это не меняет сути она дана нам изначально. [c.70]
Прежде чем рассматривать некоторые понятия бухгалтерского и компьютерного учета в их современной интерпретации, полезно ознакомиться с тем, что они представляют собой с точки зрения учета естественного. Ведь естественный учет практикуется человеком гораздо более продолжительное время, чем бухгалтерский. Последний был разработан поколениями бухгалтеров на основании естественного учета, у которого бесспорный научный приоритет, по крайней мере, в отношении здравого смысла. [c.71]
Так родилась бухгалтерия. [c.72]
Таким образом, в истинном понимании слова бухгалтерия вовсе не тождественна учету и представляет собой всего лишь одну из его форм — книжную. Бухгалтерский учет есть учет, производимый в книгах, а если понимать шире, — на бумажных носителях. [c.72]
В конце концов это вылилось в учет, который мы имеем возможность наблюдать сегодня, со свойственными ему грандиозными достоинствами и ужасающими недостатками. [c.72]
Вернуться к основной статье