ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Влияние национальной культуры на управление
из "Управление современной компанией "
Являясь детищем глобализации мировой хозяйственной жизни, кросс-культурный менеджмент концентрирует внимание на изучении поведенческих особенностей, присущих различным национальным деловым культурам, на выработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления глобальными организациями с многонациональной сферой деятельности. [c.29]Понятие культура и предмет кросс-культурного менеджмента. Выстраивание межличностных отношений в многонациональном коллективе или тем более управление организациями, расположенными в разных частях мира, — это всегда столкновение различных национальных деловых культур. Именно поэтому в деловых отношениях между представителями тех или иных стран столь часто возникают недопонимание и разногласия. [c.30]
Отношение ко времени. Различные деловые культуры по-разному относятся ко времени. Очевидно, однако, что успешное управление организацией будет затруднено, если занятые в ней работники неодинаково чувствуют и оценивают время. Но от того, насколько партнеры по бизнесу из разных стран одинаково относятся ко времени, часто зависит успех сотрудничества. [c.31]
Ярким представителем полихромией культуры был Гай Юлий Цезарь, который, согласно преданиям, мог одновременно делать несколько важных дел. Придворные летописцы того времени, однако, благоразумно умолчали о результатах и качестве. [c.32]
В середине 1990-х годов российская делегация профсоюза работников торговли посетила Индию. В честь прибытия делегации индийская сторона назначила прием. Программа приема включала приветственное обращение почетного гостя , видного парламентского деятеля Индии, и ужин. В пригласительных билетах было обозначено время приема - 19.00. Прибыв на прием в 18.45, российская делегация обнаружила в зале только слуг, заканчивавших сервировку стола. Индийские участники приема стали прибывать через полчаса. В 19.45 прибыл почетный гость . В 20.00 прием начался. Приехавший на прием в 19.30 ответственный сотрудник российского посольства успокоил членов делегации Это не неуважение к вам. Здесь вовремя - значит на полтора часа позже. Так здесь принято , - сказал он. [c.32]
Согласно традициям, начинать встречу или деловой завтрак с обсуждения дела в полихромных культурах не рекомендуется. Это считается невежливым. Нормальным считается, когда обсуждение дела, по сути, откладывается на вторую или третью встречу. Более важным является создание общего контекста для сотрудничества установление неформальных связей через поиск общих знакомых, выявление общих интересов и хобби (спорт, охота, рыбная ловля, путешествия, погода и др.). Попытки ускорить переход к делу, подталкивание собеседника замечаниями типа Давайте теперь перейдем к теме наших переговоров могут быть восприняты как бестактность, вызвать подсознательное неприятие вас как партнера. [c.32]
Отношение к природе. В различных уголках Земли можно найти разные подходы к природе (окружающей среде). Условно их подразделяют на три варианта. [c.32]
В бывшем СССР потребительское, а порой и хищническое отношение к природе на протяжении ряда десятилетий возводилось в ранг государственной политики. Вспомните звучавшие в 1950-70-е годы лозунги Природа - не храм, а мастерская. И человек в ней работник . Мы не будем ждать милостей от природы Взять их - наша задача . Грандиозные планы преобразования природы , освоения Сибири , покорения целины , поворота сибирских рек , разработки нефтяных богатств Восточной Сибири сменяли друг друга. При обсуждении необходимость принятия каждой из вышеперечисленных программ объяснялась тем, что стране надо было в рекордно короткие сроки выходить из послевоенной разрухи, искать резервы в связи с массовой миграцией населения из деревни в город, обеспечивать водой высыхающее Аральское море, поддерживать энергобаланс страны и т. п. Причем каждая новая программа принималась во имя счастливой жизни будущих поколений. [c.33]
Второй вариант. На противоположном полюсе находится фаталистическое, подчиненное отношение к природе. Наводнение разрушило деревню и унесло многие человеческие жизни. Сторонники этого подхода скажут - так предначертано судьбой, такова воля божья. Для этого подхода характерно чувство незащищенности и страха перед стихией. Обычно этот подход можно встретить в развивающихся странах с низким образовательным уровнем и невысоким уровнем жизни населения. [c.33]
Третий вариант. Человек — это часть природы и должен жить в гармонии с ней. Он должен не менять природу по своему усмотрению, а подстраиваться под ее законы. Такой подход в наибольшей степени характерен для Японии и некоторых стран Юго-Восточной Азии. Отношение человека к природе находит отражение в стереотипах его поведения и оценках происходящих событий. Причем в зависимости оттого, как человек относится к окружающей среде,-оценки одних и тех же явлений или даже материальных предметов могут быть диаметрально противоположными. [c.33]
В Японии (тяготеет к третьему варианту) и Великобритании (занимает намного более близкое место к первому варианту) был проведен опрос среди продавцов универсальных магазинов в период эпидемии гриппа. Задавали один и тот же вопрос Зачем при эпидемии гриппа рекомендуется надевать на лицо марлевые повязки Ответы на него в этих странах оказались противоположными. Большинство английских продавцов ответили В магазине много народа. Повязки нужны, чтобы от них не заразиться . Ответ большинства японских продавцов звучал по-другому Повязки нужны, чтобы мы не могли заразить окружающих . [c.33]
Межличностные отношения. Национальная культура во многом оказывает существенное воздействие на систему ценностей и стереотипов, определяющих отношения между представителями разных стран, национальностей и этнических групп. Как уже отмечалось, исследователи различных школ выделяют до 30 параметров, связанных с поведением представителей различных национальных культур и их отношением с другими людьми. Перечислим и охарактеризуем важнейшие из них. [c.33]
Голландский ученый Герт Хофстеде на основе обработки результатов анкетирования 117 тыс. работников компании IBM в сорока странах выделил четыре важнейших параметра деловой культуры 1) соотношение индивидуализма и коллективизма 2) дистанция власти 3) отношение мужественности и женственности 4) отношение к неопределенности. [c.34]
Важно отметить, что параметры деловой культуры Хофстеде (как и параметры деловой культуры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. Это дилеммы или предпочтения, где каждая национальная культура занимает свое место между экстремальными показателями. Иными словами, в любой культуре могут быть проявления как индивидуализма, так и коллективизма. Однако их соотношение будет различным. Если обозначить абсолютную приверженность индивидуализму как 100%, а абсолютное его отсутствие (абсолютный коллективизм) — как нуль, то каждая национальная культура по результатам социологических исследований сможет занять на шкале ценностей свое положение. [c.34]
Соотношение индивидуализма и коллективизма. В процессе воспитания личности одни деловые культуры делают акцент на самостоятельности и инициативности. В других культурах система ценностей прямо противоположная. Здесь люди рассматривают себя как часть группы, коллектива, организации. Обычно в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию, с максимальной степенью индивидуализма — США. [c.34]
Восточные общества обычно тяготеют к коллективной культуре. В Европе к коллективным культурам относят Испанию, Португалию, Грецию и, как это ни странно, Австрию, к индивидуалистическим культурам - северо-европейские страны. Характерно, что степень индивидуализма населения, как правило, повышается по мере роста средних доходов на душу населения. [c.34]
Вернуться к основной статье