ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Методы принятия управленческих решений
из "Управление современной компанией "
Очень важно для менеджеров не только выполнять, но и разрабатывать решения и выбирать наилучшие из них в условиях неопределенной ситуации, непредсказуемого развития событий, отсутствия информации и т. д. По классификации, предложенной Гербертом Саймоном, выделяют две группы решений - программные и непрограммные. Программные решения — это решения повторяющихся и четко определенных проблем. Как правило, это стандартные задачи, неоднократно возникающие в организации, по поводу которых имеется достаточно надежная и достоверная информация, а также готовые, разработанные и успешно применявшиеся ранее правила и процедуры. [c.242]Непрограммные решения связаны с новыми, сложными, не встречавшимися ранее, нетрадиционными, непредвиденными проблемами, не поддающимися точной количественной оценке. Как правило, их сложно определить и структурировать, они характеризуются неясной формулировкой цели, неточностью и неопределенностью информации, отсутствием четких правил и процедур решения. Данная научная классификация методов разработки управленческих решений позволяет систематизировать имеющиеся способы и приемы, а также определить область их применения в зависимости от степени структуризации проблемы, этапа разработки решения, уровня иерархии управления. [c.242]
Все используемые методы разработки управленческих решений по степени формализации расчетов можно разделить на две большие группы - формализованные и эвристические. Формализованные методы имеют четкий алгоритм решения задачи в виде экономико-математических моделей, методик анализа и расчета данных, компьютерных программ, которые обеспечивают высокую точность количественной оценки разрабатываемых вариантов. Формализованные методы используются для разработки и оптимизации программных, т. е. структурированных, решений. [c.242]
Эвристические методы характеризуются тем, что разработка альтернативных вариантов решений основана на логике, суждениях и умозаключениях, не связанных с точными расчетами. При этом используются профессиональные знания, высокий уровень квалификации, творческие способности специалистов различных областей. Эвристические методы с успехом используются при разработке неструктурированных или непрограммных решений. Они в основном применяются при выработке решений на высшем уровне иерархии управления, поскольку непрограммные решения часто настолько важны, сложны и комплексны, что высшее руководство компании принимает их иногда с участием специалистов среднего уровня. [c.243]
Средний уровень управления большинства организаций концентрируется на принятии обоих типов решений при значительной доле программных решений. Поэтому здесь используются как формализованные, так и эвристические методы. На низших уровнях управления принимается большое число программных решений, поэтому здесь преобладают формализованные методы их разработки. [c.243]
Индивидуально принимаются как программные, так и непрограммные решения. Разработка и принятие непрограммных решений в группе значительно повышает их эффективность. Благодаря участию в принятии решений новых людей увеличивается объем знаний поданной проблеме и степень информированности, в результате обсуждения достигается лучшее понимание проблемы и путей ее решения. Групповые дискуссии позволяют генерировать множество различных идей и предлагать альтернативные варианты. Детальная проработка и обоснованный выбор окончательного варианта решения обеспечивают возможность получения результата более высокого качества. Групповое решение оказывается более приемлемым для членов организации вследствие возникающего чувства сопричастности, повышается чувство ответственности за его выполнение. [c.243]
На самых ранних этапах разработки решения используются специальные методы, представляющие собой дискуссии особого рода — так называемые структурные дискуссии, которые дают возможность избегать шаблонного мышления, рассматривать альтернативные предложения, поддерживать мнение меньшинства предотвращать преждевременное формулирование сложной неструктурированной проблемы и постановку задачи. Среди таких методов наиболее известны адвокат дьявола , многосторонняя защита , диалектическое расследование . Существуют методы, стимулирующие формирование творческой атмосферы деятельности, основной целью которых является генерирование идей мозговая атака , морфологический анализ, метод фокальных объектов и т. д. Эти методы позволяют разрабатывать множество различных вариантов решения проблемы. Для выработки одного заключительного варианта и группового принятия решения с успехом используются синектика, метод номинальной группы, метод Дельфи, планирование согласия. [c.244]
Многие из методов разрабатывались и совершенствовались в течение длительного времени. Они характеризуются большим числом вариаций ряда основных приемов. Руководитель, использующий эти методы, имеет возможность адаптировать их так, чтобы они наилучшим образом соответствовали его стилю управления, данной организационной культуре и отвечали специфическим требованиям ситуации. [c.244]
Суть метода состоит в следующем. Перед небольшой группой, состоящей из 8-10 человек, ставится определенная проблема и идет целенаправленный поиск творческих идей для ее решения. Процедура мозговой атаки состоит из следующих этапов подготовительного генерации идей анализа, оценки и отбора идей разработки альтернативных вариантов решений. Подготовительный этап включает формулирование проблемы, выбор ведущего, подбор участников и их информирование о цели мозговой атаки , а также решение всех организационных вопросов. Особое внимание необходимо уделять подбору участников. Метод рассчитан на людей, обладающих ярко выраженными творческими способностями, фантазией, умеющих генерировать собственные оригинальные идеи, а также способных подхватить и развить чужие идеи. Как правило, в число участников приглашают специалистов разных областей деятельности, что способствует притоку новых нестандартных идей и возможности их применения для решения рассматриваемой проблемы. [c.245]
Процедура генерирования идей требует выполнения определенных правил. Все выдвигаемые идеи даются без обоснования. Допускается выдвижение необычных, заведомо нереальных и даже фантастических идей. На этапе генерации критика идей не допускается ни в какой форме. Поощряется выдвижение большого числа идей, так как повышается вероятность наличия среди них наилучшей. Считается нормой, если в течение получаса группа предлагает около ста идей, каждая из которых принадлежит группе, а не выдвинувшему ее человеку. Это позволяет комбинировать идеи, развивать их, выстраивать из одной идеи несколько других. Все идеи высказываются вслух и записываются. Каждая предложенная идея должна быть тщательно рассмотрена и оценена с точки зрения предполагаемого результата и возможности ее реализации. На основе этого анализа отбираются несколько идей для последующей разработки решений. Следует отметить, что мозговая атака не является методом принятия решения. Разработанные участниками варианты решений поставленной проблемы в дальнейшем анализируются либо руководителем индивидуально, либо с привлечением специалистов, оцениваются по заданным критериям, после чего принимается окончательный вариант решения. [c.245]
В ней принимают участие, как правило, 30-40 человек. Мозговая атака проводится в два этапа в течение 2,5-3 часов с обязательным перерывом на 45 мин. После первого этапа генерации идей во время перерыва участники обсуждают и уточняют высказанные предложения. На втором этапе мозговой атаки - генерации идей - продолжается процесс генерирования, но уже с учетом замечаний и уточнений. После обсуждения наступает третий этап, на котором идеи оцениваются экспертами. Наконец, на четвертом этапе разрабатываются альтернативные варианты. [c.246]
Достоинством метода мозговой атаки является его простота в сочетании с огромными потенциальными возможностями выдвижения новых идей. Исследования эффективности метода показали, что использование мозговых атак позволяет генерировать на 70% больше идей, чем при индивидуальной разработке решения. Факторами, препятствующими мозговому штурму , являются психологическое давление, которое могут оказывать участники группы друг на друга, боязнь высказать вслух слишком смелые или оригинальные идеи, формальная обстановка, критические замечания и др. [c.246]
В последнее время находит применение метод электронного мозгового штурма , при котором обсуждение идей осуществляется с помощью компьютеров. При этом процесс генерации и записи идей происходит одновременно. Исследования показывают, что при электронной модификации увеличивается число поступающих от каждого участника предложений. Респонденты отмечают, что применение компьютера позволяет им чаще участвовать в коллективных мозговых атаках , а сам метод отличается большей гибкостью, поскольку отпадает необходимость встречаться в одно и то же время всем участникам группы. [c.246]
Например, фирма, специализирующаяся на производстве упаковки, сталкиваясь с конкуренцией, ищет новые идеи производства упаковки. Проводя морфологический анализ идеи новой упаковки, можно выделить три основных параметра, определяющих проблему форму, материал и содержание упаковки. Далее определяется возможная форма упаковки куб, труба, подушка, ромб, шар, конус, полусфера, параллелепипед и т. д. Виды материалов, из которых может быть изготовлена упаковка бумага, пластик, стекло, дерево, алюминий, кожа и т. п. Содержанием упаковки может быть жидкость, паста, порошок, гранулы, твердое вещество, газ и др. После выявления всех возможных вариантов определяются их всевозможные сочетания (например, пластиковая упаковка в форме шара, в которой находится жидкость и т. п.). Каждое такое сочетание представляет собой идею. [c.246]
При анализе всех полученных идей отбрасываются явно абсурдные или бесполезные. Над другими идеями работают, развивая их и оценивая, насколько они приемлемы и соответствуют критериям достижения цели. [c.246]
Морфологический анализ позволяет генерировать огромное число идей, систематизировать выбранные варианты, исключить их повторы и возврат к одним и тем же идеям, которые характерны для других методов. Рассматриваемая проблема может иметь более трех параметров или измерений. Если определены четыре или более параметра, можно получить многомерную модель, насчитывающую несколько тысяч различных сочетаний (идей). В этом случае для их сравнения используются специальные компьютерные программы. Недостатком метода является отсутствие конкретных правил отбора вариантов решений, что при огромном числе возможных комбинаций создает большие сложности. [c.247]
При символической аналогии подбирается сжатая смысловая формулировка в виде краткого определения, отражающего самую суть рассматриваемой проблемы. Например, пламя — видимая теплота, прочность — принудительная целостность и т. д. При фантастической аналогии разработчик вводит в решаемую задачу какие-либо фантастические существа или предметы (например, волшебную палочку или волшебную лампу Алладина), которые могли бы выполнить то, что требуется по условиям задачи. Таким образом, с помощью аналогий разработчики пытаются, решая сложную неординарную задачу, увидеть в неизвестном уже известное, что позволяет использовать знакомые методы. Если решается обычная задача, то аналогия позволяет избежать шаблонного мышления и посмотреть на проблему с новой, неожиданной стороны и найти оригинальное решение. [c.247]
Вернуться к основной статье