ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
К вопросу о классификации труда
из "Проблемы экономики труда "
Классифицировать — это значит привести в систему, упорядочить известный круг понятий. В области понятий о труде, области весьма многосложной и еще крайне мало разработанной, такая систематизация, т. е., говоря иначе, организация идей, имела бы особо значительный интерес. Ведь область труда — это та центральная область, или, скажем иначе, тот организационный фокус, где организация идей непосредственно скрещивается с организацией людей и производимых ими вещей. Вот почему нам хотелось бы привлечь к этой задаче возможно более широкие круги работников. Прежде всего нам следовало бы условиться об одинаковом понимании основных трудовых терминов. В самом деле, ведь даже самые общие понятия, как, например, труд, производство, профессия, специальность, работа, операция, употребляются нами обычно в самом различном их значении без всякой критики ж анализа. [c.13]Для экономиста — это всякая общественно полезная деятельность человека. Физиолог прибавит к этому, что трудовая деятельность есть нервно-мышечный процесс за счет накопленной в организме потенциальной энергии. [c.13]
Можно еще сказать, что труд в материальном производстве — это процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. [c.13]
Проанализируем это определение. Прежде всего оно устанавливает, что труд — это деятельность. Стало быть, состояние покоя, сна, отдыха и тому подобные проявления бездеятельности этим исключаются. Правда, мы не знаем абсолютного покоя и бездеятельности, ибо все течет , по изречению Гераклита, все движется, все меняется. Но эта философская относительность всех наших понятий и определений вовсе не мешает нам в практике жизни отличать с достаточной для нас точностью покой от движения, сон от бодрствования и отдых от работы. [c.13]
Понятие деятельности, однако, чересчур широко но сравнению с понятием труда. Поэтому его приходится ограничить. Мы с равным правом можем говорить о деятельности и человека и естественных сил природы, например о разрушительной деятельности морских прибоев, ветров и т. п. Но слово труд в отношении к деятелям такого рода совсем неприменимо прибой, ветер, локомобиль могут совершать ту или иную механическую работу, но сказать про них, что они трудятся , иначе как разве в поэтической метафоре невозможно. Это противоречит всем нашим представлениям и обычному словоупотреблению. Про животных мы тоже не говорим о труде. Лошадь работает, но не трудится. Лишь про человека можно сказать с одинаковым удобством, что он трудится и что он работает. [c.13]
Отсюда вытекает первое ограничение. Трудом мы называем лишь деятельность человека. Вот почему, когда мы устанавливаем в экономике, что ценности создаются лишь трудом нам нет нужды прибавлять, что работа лошади, машин, пара, электричества и всяких иных сил природы в это понятие отнюдь не включается. [c.14]
Значение его весьма условно. Один и тот же гравер может изготовлять одними и теми же приемами и полноценные денежные знаки и фальшивые кредитки. В первом случае это будет труд, ибо это полезная обществу работа, во втором — преступная деятельность, ибо она вредна для общества. Или возьмем еще один пример спортсмен-любитель, тренируясь для состязаний, совершает подчас громадную работу. Но это не труд, ибо он потеет для своего лишь собственного удовольствия. Общество в этом не нуждается, общество этого не требует. Но если тот же спортсмен приглашается в школу в качестве учителя гимнастики или получает ангажемент в цирк для выступления перед публикой, то его работа становится уже трудом, ибо полезность ее получает свое признание со стороны общества. [c.14]
В разные эпохи общество различно расценивает те или иные виды человеческой деятельности. Когда-то наши предки верили в порчу , в дурной глаз , в привороты и тому подобные благоглупости. В связи с этим общество предъявляло спрос па колдунов , волхвов , ворожей , знахарок и тому подобных спецов. И тогда умывание с уголька и разные гадания на кофейной гуще считались, конечно, таким же общественно полезным делом, как и всякое другое. Это был труд. А теперь гадания уже давно стали в лучшем случае забавой, а в худшем не менее предосудительным промыслом, чем всякий иной способ эксплуатации человеческой глупости и невежества. [c.14]
Подобно этому проституция некогда считалась не только общественно полезным, но даже весьма богоугодным делом. Она составляла весьма важную принадлежность религиозного культа и практиковалась в храмах под попечительным покровительством жрецов, которые извлекали из нее для себя немалую пользу. Жрецы новейшего времени, отдавая долг лицемерию, буржуазного общества, давно перечислили этот промысел из разряда чтимых в категорию только терпимых . А с точки зрения вновь зарождающегося социалистического общества это и вовсе уже нетерпимое, мерзкое дело, способное искалечить не только тело, но и душу человеческую. Таким образом, проституция в качестве пользующегося общественным признанием трудового промысла уже на наших глазах становится живым анахронизмом. Но другие промыслы, столь же тесно, как и проституция, связанные с религиозным культом, и по сие время пользуются еще признанием очень широких кругов общества. [c.14]
Включение в понятие труда признака общественной его полезности необходимо, ибо иначе нам пришлось бы назвать трудом и черпание воды решетом, и игру в бабки, и бред больного, и пляску св. Витта, и отправление наших естественных потребностей, и многое другое. Но не следует давать этому признаку слишком распространительного истолкования. Например, можно бы сказать, что алкоголь вреден, а стало быть, те рабочие, которые его производят, должны быть исключены, подобно фальшивомонетчикам, из той области деятельности, какую мы называем трудом. Но это было бы неверно. Алкоголь — яд. Им можно отравиться. Это бесспорно. Но в то же время он с большой пользой употребляется и в медицине, и в химии, и в технике, например для освещения, в двигателях внутреннего сгорания и т. д. Значит, вред обществу причиняет не тот, кто производит алкоголь, а тот, кто им злоупотребляет в ущерб своему или чужому здоровью. [c.15]
Другой же момент заключается в том, что всякий нервно-мышечный процесс требует расходов наличной в организме энергии. В каком именно-ее проявлении — это еще подлежит дальнейшему определению. Будет ли это механическая энергия, или тепловая, или электрохимическая, или какая-нибудь другая, еще не изученная нами, умеем ли мы измерить ее или еще нет,— во всяком случае, никакой труд, ни умственный, ни физический, невозможен без затраты энергии. Говоря иначе, всякий труд есть прежде всего определенная трата энергии, И в этом смысле понятие труда теснейшим образом примыкает к общепринятому в механике понятию работы. [c.15]
Таким образом, очевидно, что и труд, и работа, представляя собою определенные затраты энергии, с количественной стороны вполне между собою сравнимы и соизмеримы. Но все же это совершенно различные понятия и величины. [c.16]
Прежде всего напомним, что труд мы рассматриваем как известный физиологический процесс, а соответствующую работу — как объективный результат этого процесса. А это далеко не одно и то же. Если затраченный труд и выполненную работу выражать в одних и тех же единицах, например в килограммометрах, то работа всегда составит лишь часть затраченного на нее труда. Обычно эта часть едва достигает 20—30%, а нередко надает и гораздо ниже — вплоть до жуля — в зависимости от большей или меньшей рациональности использования расходуемой энергии или так называемого коэффициента полезного ее действия. А потому, сама до себе, выполненная работа отнюдь еще не может служить достаточным мерилом затрачиваемого на нее организмом труда. [c.16]
Всякая механическая работа сводится к перемещению массы в пространстве. Но мы уже отмечали, что такое перемещение достижимо и помимо человеческих усилий, в результате стихийных сил природы, а также работы машин и животных. Стало быть, далеко не всякая работа сопряжена с трудом и, наоборот, не всякий труд дает в результате перемещение тяжестей, т. е. механическую работу. Например, если моей спиной воспользуются как площадкой для поддержки грузов, то, несмотря на большую трату физических усилий, а стало быть, и энергии, я не произведу в процессе этого труда никакой механической работы. Точно так же, решая в уме математическую задачу, я, несомненно, затрачиваю немало умственных усилий за счет наличной в организме энергии, молекулы моего мозга при этом, вероятно, очень активно вибрируют, но все же это не дает никакого перемещения масс в пространстве, никакой механической работы. Таким образом, область механической работы, с одной стороны, гораздо шире, а с другой — много уже области труда. [c.16]
Вышеприведенное в достаточной степени определяет основное понятие труда. Но вся сфера приложения его слишком широка для обозримости ее без дальнейших подразделений. Отсюда вытекает проблема классификации труда. В зависимости от специальных задач той или иной классификации сфера труда подразделяется в различных направлениях. Чаще всего, однако, основным подразделением служит или производство, или профессия. [c.17]
Производством можно назвать систему трудовых процессов, необходимых для изготовления данного рода продуктов, например производство обуви — сапог, ботинок, сандалий и т. п. Здесь, стало быть, объединяющим началом служит однородность изготовляемых продуктов. Сходные производства при этом, конечно, могут быть объединены в родственные группы производств, эти последние в родственные отрасли хозяйства и т. д. С другой стороны, более сложные производства подразделяются на целый ряд последовательных ступеней производственного процесса — по цехам и отделениям, например в паровозостроительном производстве литейный цех, котельный, механический, сборочный и др. В пределах цеха производственный процесс может быть далее разложен на ряд вполне самостоятельных специальных работ, поручаемых обычно индивидуальному или бригадному исполнению — каждая по отдельному наряду, например отливка коленчатого вала, обточка бандажа, сборка котла и т. п, Далее каждая специальная работа, задаваемая по наряду, может быть расчленена в свою очередь на ряд простейших операций, из которых она складывается. [c.17]
Вернуться к основной статье