ПОИСК
Это наилучшее средство для поиска информации на сайте
Системный дизайн
из "Дизайн рекламы "
Входя в единый комплекс, элементы обретают новые, ранее не присущие им качества, порождая таким образом свойства целого. Ни один элемент системы не в состоянии работать изолированно, вне связи с другими. Каждый из них проявляется с учетом его места в системе, а система в целом неотделима от условий ее существования. [c.26]Системный дизайн - это особый вид творческого проектирования, включающий в создаваемую модель все факторы, которые в какой-либо степени влияют на процесс разработки и создания объекта, условия его потребления и последующего функционирования. Логическая обусловленность каждого последующего шага в цепочке позволяет с наибольшей вероятностью гарантировать адекватное конкретному объекту решение извечной проблемы дизайна -соотношения утилитарного (эффективность, экономичность, комфорт, безопасность) и прекрасного (эстетическая выразительность, образность, способность вызывать положительные эмоции и ассоциации), при котором красота основана на осознании функций объекта и служит для их максимального выполнения. Таким образом, системный дизайн выступает как некий универсальный способ организации практически любого вида деятельности. Он вырос из узко-прикладного, вполне конкретного вида дизайна, направленного на придание объектам гармоничной внешней формы. [c.26]
Использование программно-целевого, системного подхода в практике дизайна позволило с принципиально иной позиции рассмотреть предмет и задачи этого вида деятельности. Особенность данного метода заключается в том, что конечной целью является не единичный, а целостно-структурированный объект. [c.26]
Исходя из этого предметом системного дизайна является комплексное проектирование, основой которого служит поэтапное взаимодействие двуединых субъекта и объекта, что принципиально отличает его от других методов проектирования. [c.26]
Уже в проекте дизайнер закладывает будущее единство целевой ориентации, содержания и формальных качеств объекта. В основе этой работы лежат объективно существующие факторы, определяющие общий характер дизайна, - природа, общество, человек, культура. Человек является биосоциальной системой, функции которой двуедины. Они заложены природой и реализованы в обществе. Культура обуславливает взаимодействие человека, общества и природы, и, соответственно, в ней можно выделить духовные, художественные и материальные грани. Учитывая все эти факторы, дизайнер разрабатывает функцию (действие) объекта, которая служит основой проектного содержания. Она выражается в структуре и визуально воспринимаемых проявлениях будущего объекта. [c.28]
Взаимодействие факторов и средств проектирования обеспечивает эффективность разрабатываемого проекта и с точки зрения функции, и с точки зрения формы. [c.29]
Объект-2 отделен от объекта-1 во времени производственной фазой и представляет собой реализованный в материале, непосредственно воздействующий на потенциальных потребителей продукт. Качественные различия между ними обусловлены, во-первых, теми поправками, которые внес в проект заказчик, и, во-вторых, изменениями, вызванными особенностями технологии производства или репродуцирования объекта, спецификой использованных материалов. Например, дизайнер построил концепцию каталога на сложной вырубке - нестандартных срезах печатного листа ( окошках , прорубленных в различных частях полос, закругленных углах страниц или сложного клапана-отворота, который позволяет использовать последнюю страницу обложки как папку для бумаг). А типография либо не в состоянии выполнить подобное техническое задание, либо оценивает его слишком дорого для заказчика. В результате в последний момент от этого приема приходится отказаться, и каталог теряет всю привлекательность, так как композиция, в целом маловыразительная, опиралась на вырубку . [c.29]
Таким образом, чем менее логичным, функционально обоснованным был разработанный дизайнером проект, тем больше различий между замыслом и полученным продуктом, тем меньше вероятность эффективности системы. [c.29]
В традиционной концепции дизайна как оформительской деятельности процесс взаимодействия субъекта и объекта сводился к одномоментному акту придания последнему объекту формальных качеств. В системном дизайне обычно выделяется три основных этапа их взаимосвязи. [c.30]
Первая фаза системного дизайна играет опосредующую роль в процессе разработки дизайн-объекта. На этом этапе происходит сбор и анализ необходимой информации, что определяет смысловой центр последующей деятельности, базовую ориентацию дизайнера. [c.30]
Дизайн-концепция обосновывает цели проекта и способы их достижения. Она является как бы фундаментом будущего здания, определяя его функциональные и эстетические возможности. В зависимости от особенностей проектируемого объекта дизайнер выбирает оптимальную модель дизайн-концепции . Ее побуждающим моментом всегда является человек - конечный адресат проекта в целом. Таким образом, уже на первом этапе определяется потенциальная эффективность создаваемой системы. [c.30]
Дизайн-программа выступает в качестве исходной фазы проектирования. Она содержит основные группы операций реализации дизайн-концепции и представляет собой собственно проект или модель данного вида деятельности. [c.30]
ДП-1 представляет собой детальный план работы дизайнера над объектом задачи деятельности, специалисты, необходимые для их решения, используемая методика и порядок осуществления действий и т. д. В результате определяется модель, которая включает целевую структуру и культурную концепцию проектируемой системы. [c.31]
ДП-2 разрабатывается на основе ДП-1 и переводит проект из идеального существования в материальное. Она может выступать в виде методических рекомендаций (разрабатываемый дизайнером порядок системной деятельности организации-заказчика) и в визуально воспринимаемой форме сложного комплексного объекта (например, модульной сетки, на основе которой строится вся знаковая система данного предприятия). [c.31]
Дизайн-сценарий конкретизирует дизайн-программу в пространственно-временной среде и представляет собой схему функционального будущего объекта, что позволяет проиграть все возможные сюжеты его жизнедеятельности. Здесь содержатся ответы на столь важные вопросы, как что , кто , где , когда , каким образом и с какими затратами . [c.31]
Таким образом, системный дизайн охватывает все нюансы объекта, начиная от первых концептуальных прикидок и заканчивая его дальнейшим функционированием. [c.31]
В условиях централизованной экономики социалистического государства системный дизайн не мог полностью раскрыть свой потенциал. Данная методика была воспринята как интересная теория и в лучшем случае использовалась как один из инструментов, способный реорганизовать работу коллектива на научной основе. Именно в таком качестве пытались ввести системный дизайн в практику работы редакций периодических изданий и издательств. [c.31]
Дизайн очерки теории системного проектирования Сб. статей. Л., 1983. С. 15-18, 30-32, 36-50. 75-97. [c.32]
Вернуться к основной статье