Экономическая и этическая рациональность

Экономическая и этическая рациональность  [c.35]

С точки зрения экономического поведения рыночная экономика отличается в первую очередь тем, что отношения между агентами носят в ней безличный, формализованный характер. Участники экономической системы обращаются не к гуманности, а к собственному интересу друг друга. Именно таким образом экономически обеспечивается свобода субъективности членов общества. Но в такой системе велика роль формальных правил, обязательных для каждого участника хозяйственной деятельности. В первую очередь речь идет о свободе конкуренции, не ограниченной какими-либо льготами и привилегиями, об обязательности контрактов и надежности прав собственности. От человека — субъекта рыночной экономики требуется прежде всего уважение к этим правилам (и к праву в целом), так как, не обладая легитимностью в массовом сознании, они не смогут обеспечить бесперебойного функционирования рыночной системы. Таким образом, рациональный аспект рыночного поведения логически связан с его этическим аспектом. Рациональное поведение возможно только в предсказуемой среде, а предсказуемой ее делает следование правилам. В случае изменения институциональной системы главными свойствами являются способность к быстрой адаптации, быстрая реакция на меняющуюся среду. Очевидно, что это качество (предполагающее повышенную степень рациональности) в данном случае будет противоположено следованию нормам и правилам (рис. 23).  [c.40]


Таким образом, веру в смысл нравственного поведения можно извлечь не из самой по себе этики, а только путем религиозного обоснования нравственности. В этом случае религиозная вера становится основой принятия непрямой стратегии повышения благосостояния. В то же время, как это ни покажется парадоксальным, и экономическое, и этическое, и религиозно-нравственное поведение можно рассматривать с экономических позиций — рационального поведения индивида, максимизирующего собственное благосостояние. Вопрос лишь в том, что понимать под собственным в концепции собственного интереса. Собственный интерес в его экономической трактовке рассматривается очень узко. Только семья наряду с я составляет ту структуру, чей интерес максимизируется. Однако понятие собственного интереса становится шире, если он включает интерес других людей. Поэтому этическое обобщение норм и религиозную ориентацию можно представить как рациональные стратегии, вытекающие из расширения понятия собственного интереса, из расширения стратегии максимизации полезности с локальной до глобальной.  [c.37]


Взаимосвязь этических и экономических проблем первым в европейской науке рассмотрел Аристотель. Свои основные экономические идеи он изложил в работе "Никомахова этика". В ней подчеркиваются принципиальные различия между наукой о рациональном ведении хозяйства — экономикой и искусством наживать состояние — хрематистикой. О послед-  [c.81]

Гуннар Мюрдаль принадлежит к направлению институцио-нализма в экономической теории, в котором повышенное внимание уделяется морально-этическим и социальным вопро--сам. Решение этих вопросов часто ставится во главу угла и доминирует над собственно экономическими проблемами. Одна из важнейших идей Мюр-даля - принцип всеобщей причинности. В соответствии с ним строятся модели взаимодействия так называемых "экономических" и "неэкономических" (социальных) переменных. По этим моделям можно проследить тесную связь между уровнем здравоохранения, образования, социальной помощи и уровнем производительности. Включение в анализ неэкономических переменных открывает возможности исследования многочисленных-взаимосвязанных процессов, для которых общепринятый экономический анализ не пригоден. В "Азиатской драме" Мюрдаль. верный идеям институционализма, формулирует "идеалы модернизма". Их список включает рациональность, планирование будущего, повышение уровня жизни, социальное и экономическое равенство и т.д. Мюрдаль занимался также вопросами ценообразования, денежного равновесия, экономического планирования. Скончался в 1987 г.  [c.225]

Например, говорить в наше трудное время, что экономика не должна быть справедливой, значит навлечь на себя праведное возмущение и гнев большинства населения России. Но она действительно не должна быть справедливой. Означает ли это, что автор данной работы против социальной защиты обездоленных Нет. Автор всего лишь не является популистом — говорящим этому самому населению приятные, но нереальные вещи. Экономика как наука не приемлет и не знает таких этических проблем, как справедливо — несправедливо, хорошо. — нехорошо, нравится — не нравится и т. д. Для экономической теории все эти нравственные категории не существуют. Экономика — это расчет, наиболее рациональное сочетание ограниченных ресурсов и неограниченных наших потребностей. Следовательно, мы должны в процессе экономического познания абстрагироваться от указанных нравственных проблем. Отказаться от их решения Йи в коем случае Просто расставить все по своим местам. Экономика должна стремиться быть максимально эффективной, а через эту эффективность творить справедливость. Эта гениальная мысль А. Смита имеет большое значение сама по себе, но особенно важна для выделения экономических проблем из массы наслоенных на них общественных. На этом примере хорошо видно, что первично в общественной жизни, а что — вторично. Понять все это мы можем, применяя метод абстракции.  [c.30]


Взаимосвязь этических и экономических проблем первым в европейской науке рассмотрел Аристотель Свои основные экономические идеи он изложил в работе "Никомахова этика". В ней подчеркиваются принципиальные различия между наукой о рациональном ведении хозяйства — экономикой и искусством наживать состояние — хрематистикой. О последнем Аристотель писал ". в искусстве наживать состояние, поскольку оно складывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами... Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности" [Аристотель. С. 25]. Великий философ отрицательно относился к такому стремлению, но рассматривал его как неизбежное зло.  [c.36]

Смотреть страницы где упоминается термин Экономическая и этическая рациональность

: [c.50]    [c.56]