Между тем, кризисные явления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920-х годов (по прогнозам неоклассиков, они вот-вот должны были рассосаться), вылились в грандиозный по своим масштабам и глубине мировой экономический кризис ( Великую депрессию ) 1929-1933 гг. Вместе с кризисом хозяйства наступил кризис и микроэкономической теории, в частности, неоклассического направления как ее сердцевины. [c.42]
До этого, конечно же, проводились расчеты отдельных макроэкономических показателей, таких как национальный доход, национальное богатство и др., но эти расчеты не носили постоянного характера и не были взаимосвязаны. Такое положение во многом объяснялось невостребованностью макроэкономической информации, ибо в западной экономической науке в тот период господствовали теории капиталистической системы ведения хозяйства, утверждающие, в частности, что эта система, основанная на свободной конкуренции, способна самонастраиваться и саморегулироваться в зависимости от рыночной конъюнктуры. При этом отрицалась необходимость активного вмешательства государства. Но ход мирового экономического развития наглядно доказал несостоятельность этих утверждений. [c.4]
Крайняя непродолжительность свободного в идеологическом отношении развития отчасти объясняет теоретический эклектизм современной экономической социологии в России, ее описательный характер, а также метания между метафорическим и безоговорочным принятием западных подходов и таким же метафорическим и полным их отрицанием и игнорированием. Между тем, наше интеллектуальное наследие уже содержит наиболее фундаментальные предпосылки экономической социологии. Так, например, в книге, написанной в сталинских застенках в 1930-32 гг. и впервые опубликованной в 1991 г., экономист с мировым именем Н.Кондратьев рассуждает по поводу русского слова хозяйство , английский аналог которого, по его мнению, отсутствует. Кондратьев определяет хозяйство как систему отношений внутри реальной группы людей, которая появляется и воспроизводится в деятельности, направленной на обеспечение средств к удовлетворению потребностей [Кондратьев 1991 110-113]. Он называет хозяйство предметом экономической теории. В современной российской литературе слова хозяйство и экономика используются как взаимозаменяемые. Кондратьев же, напротив, полагает, что термин хозяйство соответствует содержательному значению экономической деятельности по К.Поланьи, в то время как экономика соответствует ее формальному значению [Polanyi 1957]. Кроме того, Кондратьев намеренно называет главу, в которой изложены эти идеи, Общество и хозяйство , утверждая тем самым первичность общества по отношению к экономическим делам и настаивая на необходимости в анализе экономической деятельности двинуться дальше формальных рассуждений о соотношении издержек и выгоды. Идеи Кондратьева, предвосхитившие некоторые основные достижения нашей дисциплины на пару десятилетий, заставляют нас уверовать в то, что экономическая социология в России обладает потенциалом, достаточным для того, чтобы преодолеть начальные трудности и вступить во взаимовыгодный диалог с западным профессиональным сообществом. [c.144]
Смотреть страницы где упоминается термин Западные теории мирового хозяйства
: [c.407] [c.411] [c.407] [c.326] [c.354] [c.397] [c.55] [c.411]Смотреть главы в:
История экономических учений Т.3 -> Западные теории мирового хозяйства
История экономических учений современный этап -> Западные теории мирового хозяйства