Иоанн Павел П. Верую в Церковь Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую. Пер. с польского. М. Католический колледж им. св. Фомы Аквинского, 2000. [c.347]
Однако продвижение вперёд в области экономической мысли всё же происходило. Католическая церковь признавала труды Аристотеля наравне с трудами отцов Церкви, и учёные, а ими были в ту пору исключительно монахи, изучали и толковали мысли великого философа древности. С 12 в. в Западной Европе стали создаваться независимые от властей самоуправляющиеся университеты, в которых преподавали те же учёные монахи и аббаты. Одним из таких монахов-профессоров был Фома Аквинский (1225-74), впоследствии (в 1323 г.) провозглашённый святым. (Обратим внимание, что между Аристотелем и святым Фомой по времени прошло 15 веков, в течение которых в эко- [c.109]
Легко заметить, что случаи 4—6 охватывают почти всю хозяйственную деятельность в рыночной экономике. В самом деле, всякое производство предполагает улучшение купленного сырья, превращаемого в готовый продукт. Что же касается различия цен в разных местах или в разные моменты времени, то его существование, в принципе, способно оправдать и то, что мы привыкли называть спекуляцией. Наконец, с риском связана почти всякая экономическая деятельность за пределами обычаев и приказов и, по крайней мере, всё, что называется предпринимательством. Оправдывал Фома Аквинский и частную собственность на том основании, что на себя люди трудятся более напряжённо, чем на других. Таким образом, в лице святого Фомы зарождающиеся элементы рыночной экономики нашли своего первого защитника. [c.109]
Что же касается собственно экономической науки, то здесь у Фомы Аквинского можно отметить немногое. Во-первых, он продолжил рассуждения Аристотеля о справедливой цене, под которой, очевидно, имел в виду нормальную цену, установленную в результате конкуренции. На первый взгляд непонятно, какой здесь можно увидеть прогресс для экономической науки. Эпитет справедливый взят из области морали и вряд ли может быть применён к ценам. По мнению святого Фомы, справедливой является такая це- [c.109]
ЦЕНА СПРАВЕДЛИВАЯ — цена, определяемая в качестве правильной на основе нравственных и моральных критериев оценки товара или услуги. Это понятие связывается со средневековыми схоластами, в частности святым Фомой Аквинским. Справедливая цена базируется на принципах естественной справедливости и в отличие от рыночной цены не выполняет функции аллокуции ресурсов. [c.739]
Среди мыслителей Средних веков важное место занимает Фома Аквинский (1225 или 1226-1274), причисленный в 1323 г. к лику святых. В его работах также встречаются вопросы финансовой науки, (аренда, налоги и др.). [c.11]
Aquinas, St Thomas (1225-1274) (святой Фома Аквинский) Итальянский ученый, внесший основной вклад в экономическую мысль средневековой схоластики. [c.28]