Фома Аквинский

Здесь надо отметить, что рке Фома Аквинский (1226— 1274) выделял три группы обменных операций деньги на  [c.129]


Этические принципы предпринимательства в значительной степени отражают общественные ценности. Средневековая католическая теология провозглашала принцип Торговец может считать себя безгрешным, но не может одобряться Богом . Святой Фома Аквинский отмечал, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются обязательно аморальными.  [c.26]

Фома Аквинский (1225-1274) - всемирно известный средневековый философ и теолог, систематизатор  [c.28]

Иоанн Павел П. Верую в Церковь Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую. Пер. с польского. М. Католический колледж им. св. Фомы Аквинского, 2000.  [c.347]

Однако продвижение вперёд в области экономической мысли всё же происходило. Католическая церковь признавала труды Аристотеля наравне с трудами отцов Церкви, и учёные, а ими были в ту пору исключительно монахи, изучали и толковали мысли великого философа древности. С 12 в. в Западной Европе стали создаваться независимые от властей самоуправляющиеся университеты, в которых преподавали те же учёные монахи и аббаты. Одним из таких монахов-профессоров был Фома Аквинский (1225-74), впоследствии (в 1323 г.) провозглашённый святым. (Обратим внимание, что между Аристотелем и святым Фомой по времени прошло 15 веков, в течение которых в эко-  [c.109]


Экономические вопросы занимали Фому Аквинского, как и других его современников, не сами по себе, а только в связи с проблемами морали. Христианская мораль в то время осуждала торговлю Й всякое стремление к богатству, получению прибыли. Идеалом поведения были благотворительность и добровольное нищенство, а с такими идеалами, естественно, трудно преуспеть в коммерческой деятельности. Между тем предпринимательство в средние века существовало и развивалось, что нашло отражение в росте городов. Торговля и торговая прибыль нуждались хотя бы в частичной реабилитации, и эту задачу выполнил Фома Аквинский. В своём главном труде Сумма теологии (включает ок. 3000 тематических разделов, не окончен) он приводит случаи оправдания коммерческого подхода  [c.109]

Легко заметить, что случаи 4—6 охватывают почти всю хозяйственную деятельность в рыночной экономике. В самом деле, всякое производство предполагает улучшение купленного сырья, превращаемого в готовый продукт. Что же касается различия цен в разных местах или в разные моменты времени, то его существование, в принципе, способно оправдать и то, что мы привыкли называть спекуляцией. Наконец, с риском связана почти всякая экономическая деятельность за пределами обычаев и приказов и, по крайней мере, всё, что называется предпринимательством. Оправдывал Фома Аквинский и частную собственность на том основании, что на себя люди трудятся более напряжённо, чем на других. Таким образом, в лице святого Фомы зарождающиеся элементы рыночной экономики нашли своего первого защитника.  [c.109]

Что же касается собственно экономической науки, то здесь у Фомы Аквинского можно отметить немногое. Во-первых, он продолжил рассуждения Аристотеля о справедливой цене, под которой, очевидно, имел в виду нормальную цену, установленную в результате конкуренции. На первый взгляд непонятно, какой здесь можно увидеть прогресс для экономической науки. Эпитет справедливый взят из области морали и вряд ли может быть применён к ценам. По мнению святого Фомы, справедливой является такая це-  [c.109]


Флеминг Я. 4 226 Фома Аквинский 2 170 Форд Г. 1 100, 101 3 186 Фридмен М. 1 152, 200 2 37, 83 Фукс В. А. 4 122  [c.273]

Фома Аквинский 2 170 Форд Г. 1 100, 101 3 186 Фридмен М. 1 152, 200 2 37, 83  [c.273]

Кроме того, Аристотель и некоторые другие мыслители прошлого (Августин, Фома Аквинский) заложили основы социально-экономической теории. В их учениях ясно просматривается социальная оценка экономических действий. Анализ богатства и бедности, выявление роли денег с позиции справедливого распределения, выдвижение идеи о несовместимости богатства и добродетели и многие другие положения  [c.47]

На определенном этапе эволюции общества встал вопрос о сущности и природе налогов. Выдающийся церковный философ Фома Аквинский (1225/1226—1274) определил налоги как дозволенную форму грабежа . Он полагал наиболее богоугодной формой финансирование государственных расходов за счет богатства знатных людей. Однако при всей категоричности суждений Фома Аквинский понимал, что совсем без налогов обойтись нельзя Временами случается, что князья не располагают в достаточном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие 1. Критерий установления налогов по Ф. Аквинскому — это здравый смысл правителя, направленный на всеобщее благо.  [c.8]

ЦЕНА СПРАВЕДЛИВАЯ — цена, определяемая в качестве правильной на основе нравственных и моральных критериев оценки товара или услуги. Это понятие связывается со средневековыми схоластами, в частности святым Фомой Аквинским. Справедливая цена базируется на принципах естественной справедливости и в отличие от рыночной цены не выполняет функции аллокуции ресурсов.  [c.739]

Церковью осуждалось корыстолюбие, стяжание, стремление к наживе. При этом критерием различия между допустимой и недопустимой собственностью оказывались даже не сами ее размеры, а те цели, которые преследовались собственниками, и средства, употреблявшиеся для получения богатства. Богатство для феодала - средство поддержания общественного влияния, авторитета, орудие социального общения, утверждения своей чести. Само по себе обладание богатством не дает никакого уважения, наоборот, купец, хранящий несметные ценности и выпускающий из своих рук деньги только для того, чтобы приумножить их в результате коммерческих или ростовщических операций, внушает в среде феодалов какие угодно эмоции зависть, ненависть, презрение, страх, но только не уважение. Богатство, по утверждению Фомы Аквинского, не может служить конечной целью, оно лишь средство достижения иных целей, находящихся за пределами хозяйственной сферы. Соответственно бедность долго не вос-  [c.43]

Среди мыслителей Средних веков важное место занимает Фома Аквинский (1225 или 1226-1274).  [c.6]

Фома Аквинский. Сумма теологии , Сумма против язычников  [c.182]

Среди мыслителей Средних веков важное место занимает Фома Аквинский (1225 или 1226-1274), причисленный в 1323 г. к лику святых. В его работах также встречаются вопросы финансовой науки, (аренда, налоги и др.).  [c.11]

Определенные аргументы в пользу подобной трактовки понятия экономический анализ , безусловно, можно сформулировать. В частности, термин экономика происходит от греческого слова oikonomike , означающее буквально искусство ведения домашнего хозяйства, которое, в принципе, можно отождествить с небольшим частным предприятием, производившим некоторую продукцию для удовлетворения собственных потребностей и обмена. В античные времена вопросы экономики были растворены в дискуссиях чрезвычайно широкой направленности, тесно увязывались и перемежались с вопросами философии, политики, этики, моралу. Так, Аристотель задавался вопросом о том, какая деятельность по формированию богатства является необходимой и достойной человека. И средние века вопросы этики ведения домашнего хозяйства также достаточно широко обсуждались учеными (например, Фома Аквинский). В далыейшем, по мере развития человечества, становления новых форм ведени хозяйства, совершенствования производительных сил термины экономика , экономический получили более общую трактовку.  [c.24]

О. О. Бауэр переводит это место несколько иначе Цель каждого купца заключается в получении законной и соответственной прибыли как источника своего существования [Бауэр. Трактат Луки Пачиоли. — Журнал счетоводов, 1913, с. 3]. Это еще средневековая трактовка прибыли, которая рассматривается не как средство обогащения, а как условие существования купца, т. е. прибыль истолковывают как своеобразную форму заработной платы. Св. Фома Аквинский утверждал, что ...всякий человек обладает естественным правом на средства, необходимые для существования. Извлекать же личную выгоду из этого права значит совершать несправедливость [Цит. Жильсон, с. 391]. Такой же подход будет характерен и для М. Лютера Ты должен запомнить, что в такой торговле тебе не следует желать ничего, кроме  [c.120]

Господство натурального хозяйства и обусловленное этим слабое развитие финансового хозяйства не содействовало развитию финансовой науки и в средние века. Некоторые указания о финансах мы находим у Фомы Аквинского (XIII в.). Но в основном для средних веков характерны общие положения о финансовой нравственности, разбросанные в теологических, философских, политических и юридических сочинениях схоластиков.  [c.8]

В докапиталистическую эпоху место предпринимателя в обществе и отношение к нему сограждан было неоднозначным. В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность торговца, купца, вообще делового человека рассматривалась как недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Фома Аквинский утверждал, что профессия купца несет печать морально-этической неполноценности. А в известном в XII в. учебнике канонического права Gratians говорилось "Купец лишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему" (Верхан Петер X. Предприниматель. Минск, 1992. С. 9).  [c.250]

Aquinas, St Thomas (1225-1274) (святой Фома Аквинский) Итальянский ученый, внесший основной вклад в экономическую мысль средневековой схоластики.  [c.28]

Флеминг Я. 2 205 Фома Аквинский 1 343 Форд Г. 1 112, 583 Фоулер 2 387 Фридмен М. 1 169 2 231-233, 328, 386,  [c.767]

Крупнейший средневековый богослов Фома Аквинский писал, что давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют процент как плату за время, предоставляемое ими заемщикам. Однако время — это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждение. Известный философ XIV в. Никола Оресм, советник Карла V, учил, что ростовщики недостойны честного имени и излишни для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов. До XVI в. взимание процентов было осуждено 17 римскими папами и 28 соборами, в том числе 6 вселенскими. В Англии на ростовщическую деятельность был наложен запрет светских властей в 1341 г., во Франции — в 1312 г, В 1286 г. в Пизе постановлением городской общины было запрещено ростовщикам проживать в городе, судьям — выслушивать их жалобы, а гражданам — давать им у себя приют. Статут города Вероны гласил ...ростовщикам вход в город и его окрестности запрещается . В Голландии вплоть до 1657 г. ростовщики не допускались к причастию, то есть религиозно отделялись от своих сограждан.2 Примеры можно продолжить.  [c.170]

Но наиболее важное дополнение к учению Аристотеля было сделано крупнейшими философами и теологами средневековья Альбертом Великим (ок. 1193—1280) и его учеником Фомой Аквинским (1225 или 1226—1274). Наряду с потребностью (in-digentia — лат.) они назвали второй (по порядку, но не по значимости) источник ценности и цены— труд и расходы (labores et expensae—лат.). Без справедливого возмещения труда и расходов общество, основанное на разделении труда, не могло бы существовать.  [c.40]

В схоластической литературе, в частности в трудах ее крупнейшего представителя Фомы Аквинского (XIII в.), можно найти целый перечень условий, при соблюдении которых извлечение умеренной прибыли считалось оправданным. Прежде осего речь шла о прибыли, направляемой на благотворительность и общественное служение. Однако упоминались и другие условия, такие, как пространственные и временные различил в ценности товаров, улучшение торговцем их качества и т.д. (Шумпетер И. История экономического анализа // (Истоки Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 2. М. Экономика, 1990. С. 239).  [c.22]

Позднее доводы Аристотеля были подхвачены и развиты христианскими мыслителями. Ростовщики собирают доход с того, что не сеяли, и жнут то, что.не сажали, — учил знаменитый византийский богослов Григорий Назианзин (IV в.), — вместо того, чтобы культивировать землю, они эксплуатируют трудное положение тех, кто испытывает нужду 20. Особенно активно эта тема разрабатывалась средневековыми схоластами, в частности Фомой Аквинским. Ключевым моментом его анализа было разграничение двух видов займов потребительских и арендных. В первом случае те конкретные блага, которые заемщик берет в долг (например, мешок зерна), предназначены для потребления. Фактически эти блага становятся собственностью заемщика — никто не предполагает, что последний вернет кредитору именно ту порцию зерна, которую он ранее взял взаймы. Возврату подлежит эквивалент взятого в долг, в нашем примере — такой же (но не тот же самый ) мешок зерна. Иное дело при.аренде здесь право собственности на арендуемое имущество не передается заемщику, и по истечении срока аренды именно это имущество а не его эквивалент) подлежит возврату.  [c.24]

Гл. атака Струве была направлена против марксистского понимания стоимости как объективной экономич. категории, как основы цен. Ленин показывает полнейшую нелепость попыток Струве найти аналогию теории трудовой стоимости Маркса в схоластич. учении Фомы Аквинского о первородном грехе. Ленин возражает против подмены аналогиями исторически-конкретного анализа преемственности в развитии науки. Он останавливается на вопросе об объективном характере законов общественного развития. На примере категорий цены и стоимости Ленин показывает, как тысячелетняя практика толкала человечество к необходимости  [c.464]

Идеологи господствующих классов пытались теоретически обосновать но набожность существующих разделения труда и классовой структуры общества. Так, для античности характерны взгляды Аристотеля (см. Политики , СПБ, 1911, с. 12, 14). В феод, обществе физич. труд рассматривался как труд чёрный и неблагородный , к-рый должен выполняться специально предназначенными для этого людьми — крепостными. Как утверждал Фома Аквинский, разделение на сословия установлено навечно богом. Неизбежным отделение умств. труда от физического считали и крупнейшие представители классической буржуазной политической экономии см. Л. Смит, Исследование о природе и причинах богатства народов, М., 1962, с. 556—57). Нек-рые социалисты-утописты считали вечным отделение умств. труда от физического. Они но могли решить вопроса о том. кто будет заниматься в будущем общество грязным и др. неприятным трудом. По их представлениям, выполнение таких работ следовало бы поручать рабам или преступникам (Т. Мор, Д. Ворас). Ш. Фурье предполагал, что неприятные работы надо возложить на детой, к-рие, но его мнению, склонны к ним.  [c.395]

Против нарушений правил чеканки монет, ведущих к обогащению властителей, выступил в своем труде Принципы государя знаменитый философ Фома Аквинский (1225—1274 гг.). Он писал, что монета предназначена исключительно для того, чтобы содействовать хозяйственному обороту. Фома Аквинский был фанатичным поборником папских притязаний на мировое господство. И более поздние представители этих рациональных взглядов и требований, не совместимых с жаждой обогащения мирских правителей и заключавшихся в подчинении денег исключительно экономическим задачам, происходили из рядов духовенства Николай Орезмский, епископ в Лисо (умер в 1382 г.), Габриэль Биэль, аббат и профессор в Тюбингене (умер в 1495 г.). Их представления сводились к тому, что все деньги должны быть полноценными и служить исключительно мерилом находящихся в обращении товаров. Обесцененные монеты допустимы лишь в годы войны, только с согласия народа и должны рассматриваться как разновидность кредитных денег, которые после окончания военных тягот подлежат полноценному обмену. Однако подобные воззрения оставались гласом вопиющего в пустыне.  [c.46]

Теологи утверждают, что первым работником был сам творец. Адаму же вменялось в обязанность делати и хранити Сад Эдема, и, следовательно, прежде чем стать покаянием, труд был благословен богом. Св. Фома Аквинский в Сумме теологии говорит Труд имеет четыре цели. Прежде всего и главным образом он должен дать пропитание во-вторых, он должен изгонять праздность, источник многих зол в-третьих, должен обуздывать похоть, умерщвляя плоть в-четвертых, он позволяет творить милостыни .  [c.44]

По своей сути теория нейтральных денег восходит к канонической1 теории денег, наиболее известным разработчиком которой был Фома Аквинский (1225 или 1226—1274). Развивая концепцию справедливой цены , он считал, что купля-продажа товаров не должна становиться источником обогащения. Деньги в обществе играют подчиненную роль, облегчая справедливый обмен их не следует использовать для делания денег при помощи самих денег. Взимание ссудного процента — грех, порождающий неравенство в обмене и противоречащий справедливой цене товара.  [c.186]

Д. Карафа повторял в основном идеи Фомы Аквинского, но считал также, что источником государственной казны должны стать домены (фр. domaine / лат. dominium — владение), т. е. государственное имущество в виде земли, лесов, вещных прав на пользование частным имуществом капиталов правительства.  [c.11]

История экономических учений (2002) -- [ c.22 , c.24 ]