Отсутствие какой-либо однозначной взаимосвязи между отношением к работе и производительностью труда можно проиллюстрировать на примере тех работников, которые весьма удовлетворены своей работой потому, что у них есть широкие возможности для социального общения с коллегами, но мотивов для повышения производительности труда практически нет. Другими словами, повышение производительности относится к разряду вторичных среди целей, которые преследуют такие работники, приходя на работу. Усиление мотивирующих факторов не всегда приводит к повышению производительности 2. [c.375]
Мотивация на основании потребности в причастности определяет заинтересованность людей в налаживании дружеских отношений, в оказании помощи другим. Людей с развитой потребностью причастности привлекает работа, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой. [c.215]
Чтобы вы смогли начать семинар в четко назначенное время, предусмотрите какой-то период на раскачку и социальное общение до его официального начала. Безалкогольные напитки, чай и кофе, а также небольшие закуски идеально помогут вам в этом. Обязательно укажите в приглашении все кофейные паузы , а также будет или нет организован обед (и/или ужин). [c.146]
Социальные (общение, дружба) [c.444]
Мотивация на основании потребности в причастности эффективна для людей, заинтересованных в развитии различных связей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи друг другу. Такие люди должны привлекаться к работе, которая будет давать им обширные возможности социального общения. [c.39]
Церковью осуждалось корыстолюбие, стяжание, стремление к наживе. При этом критерием различия между допустимой и недопустимой собственностью оказывались даже не сами ее размеры, а те цели, которые преследовались собственниками, и средства, употреблявшиеся для получения богатства. Богатство для феодала - средство поддержания общественного влияния, авторитета, орудие социального общения, утверждения своей чести. Само по себе обладание богатством не дает никакого уважения, наоборот, купец, хранящий несметные ценности и выпускающий из своих рук деньги только для того, чтобы приумножить их в результате коммерческих или ростовщических операций, внушает в среде феодалов какие угодно эмоции зависть, ненависть, презрение, страх, но только не уважение. Богатство, по утверждению Фомы Аквинского, не может служить конечной целью, оно лишь средство достижения иных целей, находящихся за пределами хозяйственной сферы. Соответственно бедность долго не вос- [c.43]
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ. Торговые точки традиционно являются центрами социальной активности — местами, где встречаются друзья или завязываются новые знакомства. Во многих американских городах региональные торговые центры отвоевали у рынков право считаться местом встречи, особенно у подростков. [c.90]
Потребность в причастности привлекает возможностями широкого социального общения. [c.86]
В первом случае правильно слушать — значит участвовать в принятом ритуале повседневного общения. Иногда единственное, что при этом требуется, — это просто улыбка или приветствие рукой. Социальное общение предполагает, что собеседники говорят или слушают по очереди, не перебивая друг друга. [c.722]
Социальный взгляд. Практика показывает, что во время социального общения глаза также смотрят на символический треугольник на лице человека. Только в данном случае он находится на линии глаз и области рта. [c.53]
Приведение в движение мифологии, ее воспроизводство, превращение в факт социального общения осуществляется при помощи обрядов и ритуалов. Обряды и ритуалы направлены прежде всего на то, чтобы придать особую важность событиям, которые связаны со стержневыми ценностями предприятий, эпохальными событиями в деятельности предприятий, его рабочих и служащих. Это могут быть торжественные собрания, связанные с юбилейными датами деятельности компаний. Значительное распространение получили на предприятиях посвятительные обряды, которые проводятся при приеме новичков. В ходе этих обрядов их знакомят с основными ценностями, выработанными в компании, стремятся привить чувство причастности к большому коллективу компании и тем самым дополнительно мобилизовать их внутренние резервы. [c.345]
Вечером Социальное общение и знакомство участников и преподавателей. [c.75]
Из всех методов оценки личности интервью является самым популярным и широко используемым. Интервью - это самое естественное средство социального общения. Не без оснований считают, что, обмениваясь идеями и чувствами, мы можем узнать важные подробности относительно нашего собеседника и лучше познакомиться с ним. Интервью способствует возникновению чувства эмоциональной близости. Во время такого взаимодействия каждый из собеседников может видеть, слышать и осязать друг друга, тем самым получая прямые сенсорные данные о многих качествах, которые мы интеллектуально и интуитивно ценим. Поэтому неудивительно, что как претендент, так и психолог считают интервью логически вынужденным средством сбора информации. [c.307]
Иностранные менеджеры редко говорят по-японски, поэтому существует проблема общения. Во-вторых, директора японских корпораций в большинстве случаев выдвигаются из среды управляющих самих корпораций. Немногие из них пришли извне. Как объяснено в гл. 2, пост директора обладает высоким социальным статусом, поэтому эти посты зарезервированы за японскими управ- [c.204]
В-четвертых, межличностные коммуникации. Согласно итогам социально-психологических исследований, между размерами предприятия, с одной стороны, и интенсивностью нарушений трудового ритма, уровнем текучести рабочей силы и проявлением недовольства — с другой, отмечается прямо пропорциональная связь [45. с. 343]. Ее объясняют, между прочим, недостатком общения работников. Если предприятие занимает обширную площадь, да еще с обособленными корпусами, работники лишаются возможности часто контактировать друг с другом. Подсчитано, что если люди работают на расстоянии десяти метров друг от друга, то вероятность их общения между собою хотя бы -раз в неделю равна 8—9%. Когда же расстояние сокращается до пяти метров, вероятность общения доходит до 25%. Характерно, что в последнее десятилетие в Японии обозначилась стабильная тенденция к росту числа компактных предприятий, на которых весь персонал размещается под одной крышей. Факты свидетельствуют о том, что на таких предприятиях и производительность выше, и продукция качественнее. [c.85]
ЛИЧНОСТЬ — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида продукт общественного развития и включения индивидов в систему соц. отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Формирование Л. происходит в процессах социализации индивидов и направленного воспитания освоения ими соц. норм и функций посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. [c.152]
МАЛЫЕ ГРУППЫ — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Особенностью М.г. является ее относительная "структурная простота", т.е. для существования неформальной М.г. необходим авторитетный лидер для возникновения формальной М.г. нужен авторитетный руководитель, вокруг которых объединяются остальные члены группы. Размер М.г. не имеет принципиального значения и может достигать несколько десятков человек (напр., сплоченная группа туристов). Если же внутри занятой какой-либо деятельностью группы появляется др. лидер и часть ее членов начинает поддерживать его и вводимые им новые нормы и правила поведения, то такая группа становится структурно сложной и распадается на несколько новых М.г. (по количеству новых лидеров). Новые М.г. вступают в межгрупповые отношения между собой, могут развиваться независимо друг от друга (напр., группы по интересам внутри одной организации). Если М.г. занята социально значимой для всех ее членов деятельностью, то со временем она может превратиться в группу более высокого уровня развития — коллектив. Причины появления М.г. достаточно разнообразны объективная потребность индивида в принадлежности к группе, в общении получение моральной помощи и поддержки от членов группы взаимные симпатии членов М.г. наличие сильного лидера. [c.155]
НРАВСТВЕННОСТЬ — мораль, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Н. — ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. Понимание основ Н. и формирование положительных качеств имеет важное значение в работе с персоналом организации, в создании и поддержании здорового морально-психологического климата во взаимоотношениях сотрудников, требует подлинно гуманистического подхода к признанию самостоятельности и личного достоинства каждого, веры в человеческую доброжелательность, готовность к взаимному общению и способность к самосознанию, объективной оценки качеств и профессиональной деятельности работников независимо от занимаемых ими должностей. Со стороны менеджеров необходимы усилия по обеспечению нравственной адаптации (приспособления) работников к моральной обстановке в соц. группе, проявления каждым своей нравственной воли и облика, моральной позиции и навыков поведения. Таким путем достигается нравственное здоровье коллектива, высокий уровень духовного состояния работников, социально значимый сплав убеждений, чувств и привычек. [c.203]
СОЦИАЛЬНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ -процесс, направленный на создание, упорядочение или совершенствование спонтанно сложившейся системы соц. связей, взаимодействия и отношений. Вместе с тем это важная функция неформальных организаций (соц. групп, общностей и т.п.), основанных на совпадении интересов их участников, единстве норм межличностного и межгруппового общения. [c.340]
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ - установленные обществом, государством правила, приемы, образцы, определяющие устойчивые формы общения и соц. взаимодействия людей количественная и качественная характеристика требований к условиям жизни и труда, конкретные ориентиры для достижения желаемых результатов в соц. сфере. Это и правовые нормы, закрепленные в законах страны, и нравственно-этические эталоны поведения, и совокупность соц. стандартов, регламентированных значений соц. показателей. Нормативы соц. сферы, как и др. областей жизни общества, складываются в результате практической деятельности людей и соц. опыта, научных исследований, экспертных заключений авторитетных специалистов. С.н. находят выражение в законодательных актах, постановлениях правительства, отраслевых инструкциях, установлениях региональных органов управления, распоряжениях мест- [c.347]
Распространение веб-стиля работы и жизни будет иметь огромные социальные последствия. Многие опасаются, что компьютеры и Интернет приведут к стиранию индивидуальности, что мир потеряет свою теплоту и многообразие. Но в свое время люди тоже боялись, что телефон приведет к сокращению личных контактов. Точно так же, как встречу можно заменить телефонным разговором, ее можно заменить и обменом письмами по электронной почте. А определенные возможности для злоупотребления создает любое средство связи. Способы личного и профессионального общения в Сети будут продолжать развиваться. Существуют также опасения, что веб-стиль, при котором каждый окажется как бы в своем собственном маленьком мирке, приведет к распаду общества. Я лично считаю, что произойдет прямо противоположное. Телефон и электронная почта укрепили связи между людьми, живущими в разных городах, а компьютеры и Интернет тоже ни у кого ничего не отнимают, они просто обеспечивают еще один способ связи. [c.138]
Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налажи вании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребно стью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать и обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранят атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководи тель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больш< времени и периодически собирая таких людей отдельной группой. [c.371]
Потребность в принадлежности является стремлением к тесным взаимосвязям и тесным дружеским контактам. Люди с доминирующей потребностью в принадлежности предпочитают работать в группах и чувствительны к реакции на свои поступки окружающих. Мотивация на основе потребности в принадлежности, по Д. Мак-Клеланду, схожа с мотивацией по А. Маслоу. Люди с развитой потребностью в причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им большие возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, которая не ограничивала бы межличностные отношения и контакты. Если руководитель уделит им больше времени и будет периодически собирать таких людей отдельной группой, он обеспечит удовлетворение их потребности в причастности. [c.116]
Другая, не менее важная роль производственного коллектива заключается в удовлетворении социальных потребностей его членов, а именно права членов коллектива на получение гарантированной работы и оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием на отдых, охрану здоровья, жилище, образование, пользование достижениями культуры. Предприятия удовлетворяют потребности трудящихся в научном, тенхическом и художественном творчестве, участии в управлении делами коллектива и общества в целом, в социальном общении. [c.316]
В тесном взаимодействии с ценностным аспектом культуры предприятия находится еезнаково-символическая составляющая. Культура предприятия проявляет себя через знаки и символы следующего порядка мифология (система словесных символов) и обряды (система символов и действий) на предприятии. Мифы — это метафорические истории, анекдоты, обычно связанные с основателями предприятия, руководством или героями организации, чтобы в образной форме донести до персонала ценности предприятия. Приведение мифологии в движение, превращение ее в факт социального общения осуществляется в виде обрядов и ритуалов (торжественных собраний, обрядов посвящения и проводов, изменения статуса индивида, совместных обедов)- Их цель формирование чувства мы — социально-психологического механизма идентичности работников с предприятием, чувство сплоченности и гордости за свою принадлежность к данному предприятию. Кзнаково-снмволической системе культуры предприятия относятся стиль одежды, знаки отличия и статуса, награды. Все это является совокупностью средств внеэкономического стимулирования эффективной деятельности предприятия, которое является краеугольным камнем гуманистического подхода. [c.147]
Сослуживцы и руководство. Многие люди придают гораздо большее значение хорошим отношениям с коллегами, чем материальным факторам. Для большинства служащих работа заполняет потребность в социальном общении. Неудивительно, что наличие дружественных взаимоотношений в коллективе ведет к увеличению удовлетворенности работой, а поведение руко-вод-ства является главным условием удовлетворенности. Анализ показывает, что удовлетворенность служащего работой увеличивается, когда непосредственный начальник проявляет понимание и дружелюбие, хвалит его за хорошие результаты, выслушивает его мнение и проявляет свою заинтересованность в нем. [c.72]
Системные трактовки власти основываются на признании ее производности не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривая ее как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств , направленных на реализацию ее коллективных целей73. С точки зрения некоторых представителей системного подхода (К. Дойч, Н. Луманн), власть есть средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать конфликты и обеспечивать интеграцию организации. Системность власти обусловливает ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы. [c.98]
Ференци, относящиеся к похожим случаям. Можно легко обнаружить и другие исторические примеры (Gabbard and Lester, 1995), однако большинству авторов понятно, что время от времени имеют место случаи, когда строгие профессиональные границы нарушаются, когда аналитики вступают в неподобающее социальное общение или даже в сексуальные отношения со своими пациентами (см. главу 10). Сложные проекции и интроекции, образующие фон таких случаев, освещены в письмах Фрейда к Юнгу, в которых он тщательнейшим образом рассматривает отделение личностного от профессионального (M Guire, 1974). Полные боли, а порой и заблуждений, проникнутые чувствами, которые по прошествии времени можно счесть самообманом, ответные письма Юнга к Фрейду свидетельствуют о том, какие мощные эмоциональные силы вступают при этом в действие. Потребность в пространстве для размышления о чувствах играет важную роль, но ее сопровождают сложности, причем в значительной степени обусловленные тенденцией к идеализации размышлений, с одной стороны, и чувств — с другой. Переписку аналитиков на раннем этапе можно рассматривать как начало формальной подготовки в становлении аналитика без учета конкретных аспектов профессии. Академическая работа и супервизия, с одной стороны, в большей мере отдалились от личностного анализа. К 1920-м годам были составлены формальные программы подготовки, и супервизия стала ее частью (Уор-тон, глава 5). [c.147]
Потребление - не просто необходимый для существования человека акт, но способ развития личности и общества, возврат человека к естественному и возвышающему его состоянию в общении с природой, семьей, друзьями. В современном обществе, где уровень потребления равнозначен месту в социальной иерархии - это еще и форма самоутверждения личности. Напомним, что те из японцев, кто не мог поначалу купить телевизор, тем не менее ради престижг семьи устанавливали над домом антенну. Зная, что в Африка 50-х годов авторучка в кармане пиджака была символом гра мотного, а знач.ит - преуспевающего человека, японские фирмы поставляли туда по дешевке одни только колпачки о" авторучек, которые, украшая тот же верхний карман, пора жали случайных встречных. Словом, предложение товаров i услуг есть предложение определенного образа жизни, кото рый в конечном счете охватывает и труд, и быт, и культуру вступающие в естественное для человеческого бытия взаимо действие. [c.53]
Взаимоотношения людей друг с другом. По степени общительности люди бывают разные-от затворников, избегающих всякого общения, до ярых коллективистов, чувствующих себя счастливыми и жизнерадостными только в окружении других. Результаты одного из недавних опросов, проведенных агентством Дойль Дейн Берн-бах , выявили повсеместную озабоченность взрослых людей проблемами социальной изоляции и сильное стремление к установлению межличностных контактов14. А это предполагает светлое будущее для товаров и услуг общественного характера , таких, как клубы здоровья, организации отдыха, игры. Одновременно это предполагает и рост рынка общественных суррогатов , т. е. вещей, позволяющих одинокому человеку не чувствовать себя таковым, таких, как видеоигры и компьютеры. [c.174]
Человек нуждается в общении с себе подобными и по-видимому получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет ваимодекхтЕия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковремешш и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой. [c.436]
ОБЩЕНИЕ. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации — слухам. Эта тема, которую мы рассматривали в гл. 6, также подразумевает социальные сплетни и другую информацию, которая либо совсем не поступает из официальных источников, либо идет по формальным каналам слишком медленно. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы инфомации. [c.443]
Поскольку демократичный лидер предполагает, что люди мотивированы потребностями более высокого уровня — в социальном взаимодействии, успехах и самовыражении, — он или она пытаются сделать обязанности подчиненных более привлекательными. В некотором смысле он или она стараются создать ситуацию, в которой люди до некоторой степени сами мотивируют себь, потому что их работа, по природе своей, сама является вознаграждением. В высокой степени демократичный руководитель также способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать большую часть проблем, не ища одобрения или помощи. Но руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным и понадобится помощь, они, не стесняясь, могли бы обратиться к руководителю. Чтобы добиться этого, руководитель организует двустороннее общение и играет направляющую роль. Он или она стараются научить подчиненных вникать в проблемы организации, выдавать им адекватную информацию и показывать, как искать и оценивать альтернативные решения. [c.492]
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация — это общественная система, а каждый работник — это личность. Когда новый человек приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки. Если, например, последний босс нового работника был человеком властным и предпочитал общаться только нутем переписки, работник будет считать, что ему лучше послать бумагу, чем просто поднять телефонную трубку, хотя его новый босс в действительности предпочитает устное общение. Кэррол и Тоси замечают по этому поводу [c.574]
Некоторые из программ, направленных на увеличение доли женщин-менеджеров и повышение эффективности их работы, предусматрльают ]) развитие должного понимания специфики поведения лиц обоеа> пола на рабочем месте 2) оказание помощи женщинам в осознании некоторы - психологических и социально-этических барьеров на пути к исполнению руководящих ролей 3) обучение прямому и твердому стилю общения с мужчинами и женщинами 4) обучение методам создания сети поддержки и развития основы власти в организации 5) участие в традиционных программах подготовки административно-управленческих кадров. [c.583]
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ (ORGANIZATIONAL SO IALIZATION) — процесс знакомства новых работников с правилами, практикой и культурой организации в ходе официальной подготовки и неофициального общения. [c.695]
Т.м. определяются на основе иерархии значимых потребностей (ценностей) наиболее значимые из них — интересная работа, возможность самореализации, самостоятельность, квалификация, заработок (достаток), польза людям, общение и т.д. В типологиях мотивации труда выделяется от 16 (типология С.А. Наумовой) до 3 типов личностей (базовая или модальная типология, разработанная сотрудниками института труда, Министрерства труда и социального развития РФ). [c.385]